Русский  English
 
В рамках Форума Б. Титов, в частности, принял участие в панельной дискуссии на тему: «Экономическое развитие и качество жизни: вызовы и перспективы» с Председателем Правительства Д. Медведевым, где обсуждались вопросы экономического развития и предпринимательского климата.
Тезисы выступления Д. Медведева полностью подтвердили ранее сделанный вывод Б. Титова о главных критериях для ведения бизнеса: удобно, выгодно и безопасно.
 «Теперь давайте задумаемся над тем, над чем задумывается любой инвестор, принимая инвестиционное решение, как размышляет инвестор, что имеет для него принципиальное значение и что мешает развитию бизнеса. Ведь по большому счёту выбор той или иной страны, региона, конкретного проекта зависит от трёх параметров. Инвестору при принятии решения должно быть выгодно заниматься этой деятельностью, комфортно и безопасно», — подчеркнул Дмитрий Медведев.
Уполномоченный также выступил на панельной дискуссии «От индустриального парка к промышленному кластеру». Он рассказал о создаваемом при его поддержке создании Центре Общественных Процедур «Новая индустриализация» и основных условиях развития промышленных кластеров.
Выступая на панельной дискуссии «Фискальная нагрузка в России», Б. Титов подчеркнул, что налоговая система должна стимулировать развитие, и в данной ситуации собираемость налогов и их величина – это не главное.
Тезис Уполномоченного был поддержан вице-премьером Аркадием Дворковичем, но вызвал возражения со стороны министра финансов РФ Антона Силуанова. А. Дворкович согласился с тем, что налоговая система должна выполнять одну из своих важнейших функций — стимулирующую, однако сделал акцент на том, что вносить изменения в налоговую систему необходимо осторожно и взвешенно, на основании всестороннего анализа и долгосрочного прогноза, учитывая все нюансы бюджетной политики. Хотя, по его мнению, было бы очень заманчиво и символично декларировать к 2015 году ставку НДС на уровне 15%.
В тоже время позиция Минфина по вопросам внесения изменений в налоговую политику более чем консервативная. «Все изменения, которые были запланированы за незначительным исключением, к настоящему времени состоялись, и в ближайшее время, Правительство не планирует проводить существенную корректировку налоговой системы, — заверил министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов.
28 сентября Борис Титов выступил модератором круглого стола «Институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей на федеральном уровне и в регионах: результаты и перспективы», который также состоялся  в рамках проведения XII Международного инвестиционного форума «Сочи -2013».
В работе круглого стола «Институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей на федеральном уровне и в регионах: результаты и перспективы» в частности приняли участие: общественный омбудсмен по защите малого и среднего предпринимательства; член Президиума Правления ТПП РФ Виктор Ермаков, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Звагельский,  заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе, инвестиционный уполномоченный Владимир Гурба, Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, Президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Александр Бречалов, Управляющий партнер в России консалтинговой фирмы «PwC» Дэвид Грэй, сопредседатель Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» Андрей Назаров, заместитель начальника Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства, начальник управления по надзору за соблюдением прав предпринимателей Генеральной прокуратуры Российской Федерации Алексей Пухов, руководитель практики законотворчества и административного права Адвокатского бюро «Егоров, Афанасьев, Пугинский и партнеры» Андрей Порфирьев, управляющий партнер Адвокатского бюро «Юрлов и партнеры» Павел Юрлов , общественный омбудсмен по защите прав предпринимателей на рынке банковских услуг Михаил Мамута, а также уполномоченные по защите прав предпринимателей из регионов.
Открывая заседание, Борис Титов рассказал об итогах первого года работы Института Уполномоченного по защите прав предпринимателей.  Он отметил, что анализ обращений предпринимателей показал, что их количество оказалось больше, чем ожидалось и они, зачастую, касаются тех  вопросов, которые казались не такими острыми на первый взгляд. Такая ситуация, по мнению омбудсмена, вызвана следующими причинами:
— большое количество обращений, которые относятся к внутри и межкорпоративным спорам, т.е. выяснение отношений между предпринимателями, и не подлежат рассмотрению Уполномоченным;
— наличие системных, повторяющихся вопросов, типичных для деятельности бизнеса на всей территории РФ;
В ходе обсуждения вопроса о ходе проведения экономической амнистии, было озвучено количество амнистированных — 931 человек. Отвечая на вопрос, много это или мало Борис Титов отметил, что основных факторов, «тормозящих» проведение амнистии два: вопрос с определением размера ущерба и его погашением, как основным требованием для амнистирования и вопрос с инициативным информированием предпринимателей подпадающих под действие амнистии и сопровождением их прохождения по процессу амнистии. Для решения второго вопроса в субъектах Российской Федерации назначаются помощники Уполномоченных — омбудсмены по проведению амнистии.
Лидер движения «Опора России» Александр Бречалов отметил, что экономическая амнистия — это весомая победа бизнеса в работе по защите своих прав и в дальнейшем, необходимо продолжить работу по разумной либерализации действующего законодательства. Борис Титов поблагодарил Александра Бречалова за активную позицию в отстаивании прав и законных интересов предпринимателей и сообщил присутствующим, что кандидатура лидера «Опоры» рекомендована в ходе работы  форума для назначения сопредседателем ОНФ, деловым сообществом, вместо назначенного на должность главы Минвостокразвития Александра Галушки.
Инвестиционный уполномоченный Владимир Гурба рассказал об опыте создания и работы координационного совета при инвестиционном уполномоченном Южного федерального округа, как механизма защиты прав и законных интересов предпринимателей в активном взаимодействии с институтом Уполномоченного.
По результатам исследований, проведенных в России компанией «Прайс Уотерхаус Куперс», в 2012 году основными проблемами в сфере предпринимательского климата являются: коррупция, степень открытости власти; ограничения доступа к финансовым ресурсам для мелких и средних компаний. Об этом участникам круглого стола рассказал Управляющий партнер в России консалтинговой фирмы «PwC» Дэвид Грэй и отметил, что по опыту других стран, ключевой ролью бизнес-омбудсменов является формирование позитивной среды для развития мелких и средних предпринимателей, как базы устойчивого экономического роста.
Борис Титов, со своей стороны, отметил, что модель работы бизнес-омбудсмена в России существенно отличается от работы аналогичных институтов в других странах.
Основные особенности нормотворческой работы при создании института бизнес-омбудсмена в России прокомментировал Сопредседатель Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции», один из авторов закона об Уполномоченном, руководитель практики законотворчества и административного права Адвокатского бюро «Егоров, Афанасьев, Пугинский и партнеры» Андрей Порфирьев. Он выделил три основных вопроса интересующих предпринимателей, исходя из анализа поступающих от них обращений:
— возможность участия Уполномоченного в уголовном процессе, а также участие в межведомственных рабочих группах и вывод на эти группы вопиющих случаев нарушения прав предпринимателей;
— наделение Уполномоченного дополнительными функциями в процессе, участие в резонансных делах для формирования «прецедентной практики»;
— защита российских предпринимателей за рубежом (Казахстан, Белоруссия, Украина).
Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Звагельский рассказал о работе с законодательными инициативами в сфере предпринимательской деятельности в рамках деятельности Госдумы. По его мнению, необходимо систематизировать вопросы, поступающие с регионального уровня и на основе такого анализа добиваться внесения изменений в нормативные акты.
Член Президиума Правления ТПП РФ, общественный омбудсмен по вопросам защиты малого и среднего предпринимательства  Виктор Ермаков представил обобщенную информацию по обращениям, поступающим от субъектов малого предпринимательства. Основные вопросы касаются размеров налоговых и неналоговых платежей, обеспечения доступа к финансовым ресурсам; земельных отношений; законодательства в сфере торговли; доступа к ресурсам естественных монополистов; рейдерства. Общественный омбудсмен отметил, что все эти вопросы будут обобщены в ежегодном докладе Уполномоченного Президенту и призвал региональных Уполномоченных активно участвовать в мониторинге обращений субъектов малого предпринимательства в целях выработки и принятия объективных, своевременных и проработанных решений.
О работе Центров общественных процедур «Бизнес против коррупции» (ЦОП БПК) рассказал сопредседатель федерального Центра Андрей Назаров. На сегодня такие центры созданы и работают в 13 регионах Российской Федерации. В ЦОП «БПК» поступило и рассмотрено около 600 дел. Большое количество обращений не содержало признаков рейдерства или коррупции, а другая часть являлась классическими корпоративными спорами. Однако, несмотря на это, в результате работы ЦОП БПК на свободу вышло более 20 человек, еще с 40 предпринимателей сняли обвинения.
Борис Титов отметил, что процедура рассмотрения обращения общественным советом ЦОП БПК длительная, как правило, многомесячная работа, требующая высокой квалификации экспертов и кропотливости и поблагодарил всех экспертов, которые принимают участие в этой работе. Он также отметил, что без определенных решений на уровне Правительства в поддержку ЦОП БПК, его эффективная работа была бы затруднена или, вообще, невозможна.
Также в ходе работы круглого стола участники обсуждали вопросы доступа предпринимателей к финансовым ресурсам, либерализации рынка труда и «амнистии мигрантов» — одной из последних инициатив бизнес-омбудсмена. Борис Титов представил общественного омбудсмена по вопросом трудовой миграции Антона Степанова, который, в свою очередь, выступая на панельной дискуссии «Трудовой потенциал как инструмент конкурентоспособности регионов. Инструменты мониторинга, анализа, планирования и прогнозирования», поднял тему зависимости малых и средних предприятий от миграционной политики регионов. Перед аудиторией были представлены следующие проблемы: отсутствие механизмов привлечения высококвалифицированных специалистов, дефицит представителей рабочих профессий на производстве, малый приток инвестиций и технологий в отечественный бизнес из-за рубежа и слабая подготовка молодых кадров к технологической работе. Острой проблемой в ходе выступления Антона Сергеевича стала проблема трудовой миграции, административных барьеров при найме иностранных работников. В дальнейшем работа по этим вопросам продолжится при участии органов исполнительной власти, общественных организаций и представителей бизнес сообщества.
Подводя итоги круглого стола Уполномоченный поблагодарил его участников за конструктивный обмен мнениями, и сообщил, что 14-16 октября в Москве пройдет Всероссийская практическая конференция региональных уполномоченных, на которой планируется обсудить вопросы, поднятые на форуме и итоги работы института Уполномоченного за прошедший период, а так же выработать рекомендации и подходы к работе, которые позволят сделать ее еще более эффективной.
© 2000–2012 Общественный фонд содействия защите прав предпринимателей «Деловая Перспектива»
E-mail: president@ofdp.ru    Прежняя версия сайта — ofdp.ru/index2.shtml
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда

НИУ ВШЭ CIPE IACA