Русский  English
 

6 ноября Общественная палата РФ и Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов провели «круглый стол», посвященный  обсуждению вопросов регулирования  трудовой миграции. В дискуссии приняли участие члены Общественной палаты РФ, представители Федеральной миграционной службы России, депутаты Государственной Думы РФ, представители бизнес-сообщества, общественные и политические деятели.

Открыл дискуссию Борис Титов, который отметил, что «пройти мимо темы трудовой миграции невозможно». По его словам, последнее время этот вопрос стал излишне политизирован в ущерб содержательной стороне дела, а его экономическая составляющая совершенно игнорируется. При этом он подчеркнул, что процесс легализации трудовых мигрантов нужно сделать максимально удобным и выгодным для бизнеса.

Общественный омбудсмен по вопросам трудовой миграции Антон Степанов предложил членам Общественной палаты и всем участникам круглого стола принять активное участие в выработке консолидированной общественной позиции по данным предложениям. Антон Степанов констатировал, что сейчас предпринимателям сложно конкурировать и развиваться без привлечения трудовых ресурсов из-за рубежа. При этом, как считает А.Степанов, предпринимателям выгоднее доверять рабочие места легальным мигрантам, имеющим контракт, поэтому введение мигрантов в правовое поле очень актуально для тех бизнесменов, кто ведет бизнес «в белую», а нелегалов использует только из-за сложностей с оформлением. Условием для легализации А.Степанов назвал наличие у мигранта трудового договора, социальной и медицинской страховки, а также страховки от невыезда. Среди причин, которые подвигнут предпринимателей легализовать своих работников, он назвал отсутствие претензий со стороны правоохранительных органов и резкое снижение коррупционного давления. «Если мы уберем посредников, то, даже, учитывая выплаты страховок, работодатель будет экономить на легальной иностранной рабочей силе 10-12%», — заявил он.

Руководитель департамента Федеральной миграционной службы России по организации работы с иностранными гражданами Сергей Темрякович изложил участникам круглого стола основные предложения ФМС РФ по изменению действующего миграционного законодательства. Он заявил: «Мы видим большие проблемы в существующей системе квотирования. В частности, малый и средний бизнес не может адекватно реализовать свою потребность в иностранной рабочей силе». Поэтому при привлечении неквалифицированной рабочей силы ФМС предлагает перейти к системе лимитов. Они будут высчитываться по данным Росстата и даваться сразу на отрасль экономики. Так, если лимит в строительстве будет определен в 30%, то на строительном предприятии, где работает тысяча человек, можно будет нанять 300 мигрантов.

Борис Титов поддержал систему лимитов, предлагаемую ФМС, отметив, что благодаря такому решению  будут снижены коррупционные риски.  В ходе круглого стола было отмечено, что сейчас предприятия платят посредникам от 15 до 40 тысяч рублей за разрешение на работу для одного человека. «Эти ресурсы идут в совершенно неправильном направлении, — уверен Борис Титов.  При этом он подверг критике норму предлагаемого ФМС закона, согласно которой работодатель перед наймом иностранца обязан будет получить справку из службы занятости о том, что на вакансию не претендует российский гражданин. Он выразил убежденность в том, что здесь отрывается пространство для коррупции при выдачи таких справок и выразил озабоченность в связи с тем, что не все кандидаты-россияне будут соответствовать реальному запросу работодателя. «Мы должны иметь право нанимать работников, в том числе исходя из субъективных взглядов, — подчеркнул он. – Тем более, что нормы присутствия в коллективах российских граждан обеспечиваются теми же лимитами».

Президент фонда «Миграция XXI век» Вячеслав Поставнин отметил, что попытки легализовать трудовых мигрантов предпринимались в 2007—2008 годах. Был даже проведен эксперимент в отдельных регионах и легализовано 7 тысяч человек. «Нас остановила «пропускная способность» ФМС. С той поры она не изменилась», — считает В.Поставнин. Он подчеркнул, что процесс легализации мигрантов должен идти одновременно со строительством депортационных центров и увеличении работоспособности ФМС.

Заместитель Председателя комитета Государственной Думы РФ по экономической политике Виктор Звагельский выразил мнение, что к изменению миграционного законодательства «относиться надо очень скрупулезно». Он подчеркнул, что лимиты на привлечения иностранной рабочей силы необходимо устанавливать исключительно на федеральном уровне, иначе существует опасность, что в угоду политическим амбициям в некоторых регионах мы можем получить нулевые лимиты.

Сопредседатель Координационного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в РФ, депутат Государственной Думы РФ Виктор Климов отметил, что  миграция — тема сложная и непопулярная, но политическими заявлениями преодолеть реальную нехватку рук в экономике нельзя. А, значит, проблему нужно решать и решать комплексно», — считает он. В.Климов подчеркнул, что при легализации мигрантов  нужно не забывать об адаптации их к российским нормам поведения, социальной защите мигрантов.

Член Общественной палаты, председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Иван Мохначук предложил сформировать более четкие требования к работодателю, который привлекает мигрантов. «Должен быть трудовой договор, работодатель должен гарантировать жилье, медицинское обслуживание.  В уведомительном порядке работодатели должны сообщать в соответствующие органы о том, что у них работают мигранты», — считает он.

Источник

© 2000–2012 Общественный фонд содействия защите прав предпринимателей «Деловая Перспектива»
E-mail: president@ofdp.ru    Прежняя версия сайта — ofdp.ru/index2.shtml
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда

НИУ ВШЭ CIPE IACA