Русский  English
 

При невозможности быстрого развития частного виноделия в России может быть создана крупная госкорпорация по производству виноматериалов. Инвестиции в объем 15-25 млрд рублей будут направлены первым делом на воссоздание утраченных крымских виноградников. В целом же российские виноделы надеются на оживление в отрасли после снятия Госдумой жестких законодательных ограничений для вина.

О создании крупной госкорпорации сообщил уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов, который ранее возглавил рабочую группу по перспективам развития виноградарства и виноделия в Крыму и Севастополе. До 1 сентября ему надлежит представить вице-премьеру Дмитрию Козаку пакет предложений по этой теме.

«Мы предлагаем сделать большую государственную на первом этапе корпорацию, которая бы работала не на брендовом рынке (выпуск вин), а выпускала виноматериалы», — рассказал Борис Титов.

Он обозначил масштаб проблемы, напомнив, что сегодня основная часть российских виноделов покупает большую часть виноматериала для производства шампанских, игристых и прочих вин в Испании, Чили, Италии.

«У нас сегодня виноградников не хватило бы и на десятую долю того, что выпускается в России. Поэтому мы предлагаем создать госкомпанию на импортозамещение», — отметил Борис Титов.

По его словам, госкорпорация будет специализироваться не только на производстве виноматериалов, но обеспечит частный сектор другими услугами, в частности на ее базе может быть создан машинно-технический парк по обработке виноградников, логистические центры, через которые можно было бы отправлять товар в другие регионы.

Виноделие является для Крыма второй после туризма крупнейшей отраслью экономики. Если к началу шестидесятых годов прошлого века здесь было 150 тысяч га виноградников. То сейчас осталось только 40 тысяч.

«Идея создания госкомпании по развитию виноделия исходит из того, что очень трудно сразу привлечь большой объем частных инвестиций для решении тех задач, которые поставлены, — пояснил «Эксперт Online» Леонид Попович, президент Союза виноградарей и виноделов России. -  У нас ежегодно выпивают более 135 млн декалитров вина, игристого вина, ликерного вина и коньяка. При этом у нас производят виноматериалов только на 25 млн декалитров. В то же время у нас есть огромные территории качественных земель, пригодных для виноградарства – В Крыму, Краснодарском Крае, на Ставрополье. Поскольку сейчас стоит задача помочь экономике Крыма, то и предлагается первым делом госкомпанию создать под крымское виноделие. Здесь есть 35 тысяч Га государственных земель, которые и можно внести в уставной капитал будущей госкомпании».

По расчетам Леонида Поповича, вырастить виноград на такой площади обойдется около 15 млрд рублей за пять лет. Чтобы наладить производство вина требуется еще минимум половина этой суммы.

«Частные компании такой объем не смогут освоить, тем более, что в виноделии цикл производства занимает от восьми лет. Впрочем, варианты могут быть разные. За пять лет эта госкомпания может быть преобразована в акционерное общество, в которое может быть привлечен частных капитал. Но пока предлагается сделать якорным предприятием в освоении новых виноградников именно госкомпанию. А вокруг нее будут создаваться уже логистика, сбыт – это вполне может осилить и частный бизнес», — говорит Леонид Попович.

Уже 28 августа вопрос о создании госкомпании и других мерах поддержки крымского виноделия будет рассмотрен на рабочей группе при заместителе председателя правительства РФ Дмитрие  Козаке. Один из вопросов, который необходимо решить – степень участия местных бюджетов Крыма и Севастополя в софинансировании  мероприятий по развитию виноделия.

Среди прочих вариантов, которые позволят обойтись и без участия госкомпании – привлечение малого бизнеса к развитию виноделия. В частности, в Севастополе предлагается существующие государственные земли разделить на наделы по 1-2 тысячи га и выдать их на льготных условиях частным предприятиям.

«В Крыму тоже можно государственные земли выдать частным компаниям с условием высадки винограда и правом выкупа через несколько лет, — пояснила «Эксперт Online» Янина Павленко, генеральный директор ГП «Завод шампанских вин «Новый свет», руководитель крымского бюро союза виноградарей и виноделов России. – Все эти варианты наряду с созданием госкомпании имеют право на существование. Например, для развития винного туризма вполне логично развивать частное микровиноделие, что культивируется в США и Франции. Предлагается также развивать и действующие винодельческие госпредприятия. Наш завод «Новый свет» использует только половину действующих мощностей. Если будет принято решение о преобразовании завода в акционерное общество, то частный инвестор может войти  в капитал компании и эти средства будут направлены на возделывание новых виноградников расширение производства вина».

Ранее виноделы Крыма попросили президента Владимира Путина ограничить импорт винодельческой продукции из стран Евросоюза, которые ввели санкции против России после того как Совет Евросоюза одобрил пакет секторальных санкций против России. При этом ранее под аналогичными санкциями оказались ведущие крымские винодельческие предприятия, среди которых винзавод «Массандра», завод шампанских вин «Новый свет», Азовский ликероводочный завод, национальное производственно-аграрное объединение «Магарач».

Виноделы Крыма считают, что помимо политической подоплеки в действиях чиновников Евросоюза просматриваются явные признаки недобросовестной конкуренции. Так, все крымские предприятия, попавшие в санкционный список, предлагают на европейский рынок высококачественную продукцию мирового уровня, но по более доступной цене, говорится в заявлении Крымского бюро винограда и вина.

Впрочем, с созданием крупной госкомпании по производству виноматериалов вопрос импортозамещения может быть решен естественным путем. Дешевое, выращенное за счет государственных средств, сырье позволит снизить себестоимость производства вин и сделать их более конкурентоспособными.

Надежды на развитие отрасли российские виноделы связывают с принятием в осеннюю сессию Госдумы пакета поправок в закон о регулировании оборота этилового спирта. По недоразумению под действие закона попало и виноделие, к которому применяются все те же жесткие меры регулирования, что и к крепким алкогольным напиткам. Этих поправок российские виноделы добивались более трех лет. Но именно с присоединением Крыма правительство решило активизировать принятие поправок, способных стимулировать развитие виноделия.

«Сегодня закон допускает производство вина из консервированного сусла, — писал в пояснительной записке к законопроекту соавтор поправок заместитель председателя комитета по экономической политике и инновационному развитию Госдумы Виктор Звагельский. — Недобросовестные производители используют этот пробел в законе для получения вин сбраживанием консервированного различными способами сусла (например, сульфитированного). Зачастую этот продукт импортируется в Россию и его истинное происхождение можно подтвердить только сложными специальными исследованиями, оборудование для выполнения которых есть только в 2-3 лабораториях России. Полученная таким способом винодельческая продукция продается по демпинговым ценам, снижая конкурентоспособность вина из российского винограда. Фактически происходит подмена вина винным напитком. Эту проблему можно решить заменой слов «виноградного сусла» на слова «свежего виноградного сусла» в определении «вино»».

Также предлагается уточнить термин «виноматериал», который не применяется в международной практике, его заменят термином «вино наливом». Таковое может разливаться как в потребительскую тару, так и использоваться для дальнейшей переработки на винодельнях, заводах игристых вин, коньячных заводах.

Большую проблему виноделам создают автоматические средства измерения и учета объема готовой продукции (счетчики) при перемещении и розливе. Если при производстве крепкого алкоголя это уместно для налогового и акцизного учета, то виноделию счетчики, а они к тому же немало стоят, только вредят. Лишние переливки ухудшают качество вина, способствуют его окислению и повышению риска инфицированности. Поэтому требования такого учета для виноделов будут упразднены. Впрочем, это не распространяется на столовые вина.

Законопроектом предполагается ввести и обязательную декларацию виноградников. Это делается для установления подлинности происхождения вина с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения, игристого вина (шампанского) с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения. Это необходимо, чтобы потребитель точно знал, что вино произведено именно там, где выращен виноград. Нередко вина делают где угодно из привозного винограда, что отражается негативно на его качестве.

«Вино – это уникальный продукт, на букете которого отражается все – от дуновения ветра, количества солнечных дней, морской бриз, человеческие руки и многое другое, — считает Янина Павленко, руководитель Крымского бюро виноградарей и виноделов России. – Конечно, вино из завозного сырья не может иметь ценного букета, и кто ценит культуру потребления вина, это понимает».

Декларирование винограда позволит максимально эффективно контролировать весь процесс производства и реализации вина. Требование соответствия объемов винограда объемам произведенной винодельческой продукции позволит устранить с рынка фальсификаторов и контрабандистов. При этом подтверждение деклараций о винограде будут осуществлять профильные саморегулируемые организации.

"То, что принимают сейчас эти поправки уже большой шаг, мы три года добивались их принятия. Но для роста отрасли необходимы так же поправки в Налоговый, Бюджетный кодексы и в ряд других документов, — говорит  Леонид Попович. — В частности, мы добиваемся снижения пошлины за выдачу лицензии с 500 тысяч рублей до 50 тысяч. Это вполне покрывает государственные затраты на организацию лицензирования. Сейчас же по сути сбор является дополнительным источником дохода бюджета, что нелогично. С одной стороны отрасль субсидируют, с другой стороны берут несоразмерную плату за лицензию. А Минфин при этом хочет повысить его до 800 тысяч рублей. Надо смягчить механизм лицензионного контроля. Сейчас даже за формальные недочеты, не влияющие на качество продукта и порядок реализации, могут остановить предприятие на две недели. В виноделии это сравнимо с потерей бизнеса. Вот если к ожидаемым поправкам будут реализованы другие наши предложения, в том числе по принятию дополнительного субсидирования отрасли, то можно будет вполне выйти на показатель 140 тысяч га виноградников к 2020 году».

© 2000–2012 Общественный фонд содействия защите прав предпринимателей «Деловая Перспектива»
E-mail: president@ofdp.ru    Прежняя версия сайта — ofdp.ru/index2.shtml
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда

НИУ ВШЭ CIPE IACA