Русский  English
 

20 сентября в рамках Международного инвестиционного форума «Сочи-2014» Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов принял участие в панельной дискуссии «Налоговая нагрузка на российский бизнес: точка перелома?». Кроме него в круглом столе приняли участие Аркадий Дворкович, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, Антон Силуанов, Министр финансов Российской Федерации, Алексей Улюкаев, Министр экономического развития Российской Федерации, Владислав Корочкин, общественный омбудсмен по вопросам фито-санитарного контроля, первый вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ», Президент группы компаний «Русский огород».

Последние месяцы были ознаменованы многочисленными инициативами Правительства по изменению стратегии налогообложения российского бизнеса. По мнению предпринимателей, в случае реализации такие меры приведут к формированию чрезмерного налогового бремени. Участники дискуссии обсудили реакцию бизнеса на правительственные инициативы, оценили риск ухода российского бизнеса в тень или в другие юрисдикции, перспективы конструктивного диалога бизнеса и власти о среднесрочных параметрах налоговой  политики в отношении бизнеса, перспективы создания в России привлекательного инвестиционного режима с использованием инструментов налоговой политики.

В своем выступлении Борис Титов подчеркнул, что налоговая нагрузка занимает второе после коррупции место среди главных проблем российского бизнеса (оценка Всероссийского экономического форума).  «То, что у нас низкая налоговая нагрузка на бизнес – это миф», — считает Б.Титов. Так он сообщил, что аудиторская компания PricewaterhouseCoopers подсчитала, что уровень налоговой нагрузки в России выше среднемирового на 7,4 процента – 50,5% против 43,1%. Это означает, что налоги в России, хотя и не самые высокие в мире, но выше чем в Японии, США и многих других динамично развивающихся экономиках.

Б. Титов отметил, что уровень налогообложения в России стал особо критичен с момента вступления в Единый таможенный союз . Налоги меньше и в Белоруссии и в Казахстане, в то время как границы открыты и приток и капитала, и товаров беспрепятственный. Особо большая разница с Казахстаном. В результате уже  сегодня многие компании открывают заводы в Казахстане под поставки в Россию.

Борис Титов высказал мнение, что если реформирование налоговой системы в 2000-е годы было вызвано необходимостью стабилизации финансовой системы, то теперь перед страной стоят иные задачи – прежде всего обеспечение экономического роста. «Новые приоритеты подразумевают изменения в налоговой системе», — считает  Б.Титов.

«Наша система отличается от большинства европейских налоговых систем тем, что у нас нагрузка на корпоративный сектор нагрузка гораздо выше, чем на физических лиц. Это дестимулирует развитие производства – легче купить яхту, чем построить на эти деньги завод», — заявил Борис Титов.

Он подчеркнул, что пока речь не идет о кардинальных реформах, революциях. «Мы предлагаем подумать, как в сегодняшней ситуации, не дисбалансируя систему, не подвергая её каким-то серьёзным рискам, выйти на решения по стимулированию роста», — заявил Б.Титов.

Б.Титов выделил несколько основных методов стимулирования экономического роста налоговой системой :

стимулирование региональных и муниципальных властей ростом удельного распределения доходов от налогов с МСП в местные бюджеты;

стимулирование роста  производительности труда, через технологическое обновление экономики – введение налоговых вычетов при закупке оборудования;

 введение патентов для самозанятых;

введение налоговых каникул для МСП.

При этом, считает он, очень важно не допустить каких-то кардинальных изменений, не допустить снижения доходом бюджета, сделать так, чтобы в дальнейшем за счёт роста налогооблагаемой базы, росли доходы бюджета.

В поручениях Правительству по итогам доклада Уполномоченного Президенту России записана необходимость обсудить налоговую систему в привязке к обеспечению экономического роста до конца года. «Это повод начать эту работу и выбрать подходящий для России путь с точки зрения реформирования налоговой системы», уверен Б.Титов

Как заявил Аркадий Дворкович, «несмотря на то что экономика имеет достаточный запас  гибкости,  налоги сейчас повышать несвоевременно и никакого фронтального повышения налогов не произошло ни в виде существенных новых налогов ни в виде повышения ставок уже существующих. Мы нашли другие способы найти бюджет приемлемым для внесения в Государственную Думу». По его словам, выбор НДС а не НСП обусловлен прежде всего давно сделанным выбором в пользу централизации налоговой системы.  Тему оптимизации налогов в целях стимулирования экономического роста заместитель Председателя Правительства РФ назвал интересной и пообещал уделить ей пристальное внимание.

Антон Силуанов отметил, что в Правительстве было принято принципиальное решение о сокращении расходов – как наиболее верном пути балансировки бюджета. «Такое решение позволяет снять вопрос о повышении налогов», — отметил он.  А. Силуанов высказал принципиальную позицию, что «совершенствовать налоговую систему надо аккуратно, чтобы не навредить бизнесу, и публично, чтобы предприниматели  понимали суть процессов и могли впрок строить свои бизнес планы». При этом министр финансов России объяснил более высокую налоговую нагрузку по сравнению с Казахстаном наличием больших расходов у РФ. «В Казахстане гораздо меньше тратят на армию, на правоохранительные органы и социальную защиту, поэтому там и налоги меньше», — отметил он. Со своей стороны Борис Титов выразил мысль, что  бизнес всегда будет исходить из принципа получения максимальной прибыли и уходить в более выгодную с налоговой точки зрения юрисдикцию.

Как подчеркнул В. Корочкин, «Сейчас люди почти перестали верить в ту стабильность которая так необходима для ведения бизнеса. Поэтому решение о неподнятии ставок основных налогов – положительно. «Хотя даже в таком формате поступает много вопросов о том как будут взиматься дополнительные сборы в регионах, о которых говорил Д. Медведев , — с какого бизнеса и в каком размере?». Он заявил, что объем прибыли по всем секторам экономики падает, наблюдается процесс ухода в тень все большего количества субъектов малого бизнеса – до 90 процентов МСП практикует неофициальные выплаты зарплаты.

© 2000–2012 Общественный фонд содействия защите прав предпринимателей «Деловая Перспектива»
E-mail: president@ofdp.ru    Прежняя версия сайта — ofdp.ru/index2.shtml
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда

НИУ ВШЭ CIPE IACA