Русский  English
 

Экспертный совет при Правительстве и антикоррупционная рабочая группа Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства подключились к анализу коррупционных рисков в сфере ЖКХ и строительства. По результатам анализа и обобщения практик в регионах будет составлена карта коррупционных рисков, которая ляжет в основу выработки мер по борьбе с нарушениями в данной сфере. Соответствующее решение принято 11 февраля на совещании у министра по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова, в котором участвовали представители заинтересованных ведомств и эксперты.

Строительство и ЖКХ — две из четырех отраслей, определенных в Национальном плане противодействия коррупции как одни из наиболее коррупциогенных наряду с потребительским рынком и реализацией крупных инфраструктурных проектов. Сам план был утвержден Указом Президента от 11 апреля. Во исполнение плана Председатель Правительства Дмитрий Медведев поручил Минэкономразвития, Минпромторгу, Минстрою, МВД, Минтруду, Минтрансу, Минэнерго, Михаилу Абызову, Роспотребнадзору совместно с Экспертным советом провести анализ коррупционных рисков в этих сферах и обеспечить внедрение комплекса мер, направленных на снижение уровня коррупции.

Правоохранительные органы сообщают о наличии выявляемых ими нарушений, проблем. Большинство из них относятся не к недостаточности регулирования, а к тому, что на местах нарушается законодательство, а также запреты, установленные для госслужащих… Мы говорили о том, что можно применить методологию «риск-мэппинга»: проделать серьезную аналитическую работу — где, кем и как, на каких стадиях принятия управленческих решений возникают риски», — сказал директор Департамента госрегулирования Минэкономразвития Алексей Херсонцев.

Методические рекомендации по составлению такой карты рисков Минэкономразвития готово разработать до середины марта. Но к самому анализу необходимо подключиться экспертам, так как для него будет необходим глубинный «срез» ситуации на региональном и муниципальном уровнях.

Такой срез должен делаться с точки зрения рисков для бизнеса, потребителей, общества.

Для общества это рост уровня коррупции, снижение конкуренции, ухудшение предпринимательского климата. Эти риски должны быть рассмотрены на всех уровнях», — предупредила главный эксперт Института государственного и муниципального управления ВШЭ, омбудсмен в сфере противодействия коррупции Дина Крылова.

В ВШЭ также разработана модель рассмотрения рисков, носящих системный характер, что позволяет выявить конфликт интересов. Такой анализ уже проведен в ряде регионов и муниципалитетов. Эту модель можно использовать для карты рисков, сказала вице-президент Transparency International и член рабочей группы Правкомиссии Елена Панфилова. В рабочей группе, которая также занимается мониторингом антикоррупционных планов ведомств, совместно с привлеченными экспертами уже провели анализ рисков в ЖКХ.

Но основное, к чему мы пришли, и я считаю, что этот вывод глобальный, — все-таки нужно определить: ЖКХ — это заработок или качество услуг», — поставил задачу на перспективу глава рабочей группы, председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.

Свои предложения к заседанию также подготовили Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) и Генпрокуратура. В качестве коррупционных рисков НОСТРОЙ назвал, в частности, недостаточную открытость конкурсных процедур в рамках госзакупок, административные барьеры, злоупотребления при допуске хозяйствующих субъектов на строительный рынок, отсутствие надлежащего регулирования в сфере производства строительных материалов и т.д.

По результатам проверок отрасли ЖКХ и строительства в 2013 и 2014 годах Генпрокуратура сделала вывод — уровень коррупционных проявлений в региональных и муниципальных органах власти, а также организациях ЖКХ достаточно высок. За два года выявлено почти 40 тыс. нарушений, в том числе около 5 тыс. незаконных правовых актов. К дисциплинарной ответственности привлечено более 6000 должностных лиц (более 100 уволены), к административной ответственности привлечены более 900 лиц, в суды направлено почти 2 тыс. исков, возбуждено свыше 400 уголовных дел. Среди наиболее распространенных нарушений — завышение объема выполненных работ; аффилированность должностных лиц с организациями отрасли; принятие чиновниками решений о преференциях тем или иным организациям; нарушения в сфере закупок; несоответствие региональных и местных правовых актов федеральным; злоупотребление организациями ЖКХ своим доминирующим положением и т.п. Среди предложений Генпрокуратуры — усиление надзора, развитие центров общественного контроля, создание реестра эффективных технологий, установление ответственности за несвоевременные платежи или перечисление не в полном объеме платежей ресурсоснабжающим организациям и т.п.

В профильном ведомстве — Минстрое — со всеми предложениями экспертов согласны. По итогам совещания принято решение о том, что до середины марта Минэкономразвития подготовит методику оценки коррупционных рисков, а до середины мая эксперты готовы сформировать карту коррупционных рисков в ЖКХ и строительстве. Затем Экспертный совет, рабочая группа Правкомиссии, сторонние эксперты и общественные организации будут вовлечены в работу по выработке комплекса мер, направленных на снижение уровня коррупции в данных сферах.

© 2000–2012 Общественный фонд содействия защите прав предпринимателей «Деловая Перспектива»
E-mail: president@ofdp.ru    Прежняя версия сайта — ofdp.ru/index2.shtml
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда

НИУ ВШЭ CIPE IACA