Русский  English
 
Информационные агентства сообщают, что уже готов проект постановления правительства, который обяжет чиновников с 1 марта 2013 года проводить оценку регулирующего воздействия на бизнес всех приказов и распоряжений, включая указы президента.

Представители бизнес-объединений надеются, что в итоге документ позволит наладить общественный контроль за бюрократией и очищать новые документы от так называемой «коррупционной составляющей».

Вообще-то и сейчас есть инструмент оценки регулирующего воздействия (ОРВ), который по настоянию Минэкономразвития был введен с 2010 года. Но он действует выборочно, только на санитарно-эпидемиологические нормы, распоряжения в сфере пожарной и промышленной безопасности и тому подобное. И вот теперь Министерство экономического развития пробует распространить ОРВ на все нормативно-правовые акты исполнительной власти.

Пока много неясного в том, как будет организована процедура ОРВ на деле, но затея понятна – оценку тому или иному документу будут давать и представители ведомства-изготовителя этого документа, и эксперты от бизнеса. Несмотря на многие, кажущиеся странными установки ОРВ (к примеру, когда сами авторы документа себя же и проверяют), из 900 законопроектов и распоряжений, ранее проверенных на избыточное регулирующее воздействие на бизнес, треть получили отрицательный отзыв.

Однако еще до обсуждения в правительстве нового документа, глава РСПП Александр Шохин уже «поймал» Минэкономразвития и всех авторов нововведения на алогичности их действий. Шохин на совещании консультативного совета в Минэкономразвития недоумевал, отчего же сам этот документ про ОРВ не пропускают через заложенную в нем же процедуру проверки, не рассылают на предмет ОРВ «большой четверке» лоббистских структур бизнеса: РСПП, Торгово-промышленной палате, «Деловой России», «ОПОРе России»?

Ряд мероприятий по теме ОРВ провели оба бизнес-объединения – ОПОРА и Деловая Россия. Они обсуждали формы совместной борьбы предпринимателей и власти с извечной российской бедой – коррупцией. Первым дело бизнесмены предлагают резко усилить антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов и прекратить сажать предпринимателей за преступления экономического характера. Понятно – подавляющее число таких «посадок» — лишь форма передачи собственности в умелые руки.

Власть обещает ввести антикоррупционные стандарты для госслужащих и запретить их родственникам занимать высокие посты в крупных компаниях.

В прошлом году, по словам замгенпрокурора Александра Буксмана, его ведомство инициировало более 10 тыс уголовных дел, в которых просматривается коррупционная составляющая. Кроме того, в 33 тыс законодательных актов прокуратура вместе с экспертами обнаружила признаки коррупциогенности. В дальнейшем в 29 тыс актах пункты, вызвавшие сомнения у прокуратуры, были исключены.

«Большинство преступлений происходит в сфере муниципального или государственного имущества, особенно при осуществлении государственных заказов, — подчеркнул Буксман на мероприятии с бизнес-объединениями. – Для эффективной борьбы предлагаю разработать антикоррупционные стандарты для чиновников и представителей бизнеса. Кроме того, нужно запретить родственникам чиновников занимать руководящие позиции в крупных бизнес-структурах».

Председатель комитета Госдумы по безопасности Ирина Яровая уверена, что любые изменения в законодательстве и санкции не принесут желаемых результатов, если не удастся сформировать в обществе и бизнесе принцип деловой репутации. В частности, ОПОРА вполне может создать реестр недобросовестных компаний, замеченных в коррупционных сделках. Эффективным инструментом борьбы с коррупцией также может стать принцип увольнения по утрате доверия. «Это даже не клеймо, это хуже», — считает депутат Госдумы.

Среднему и малому бизнесу, по оценке члена правления ОПОРЫ Дины Крыловой, больше всего достается от низовой и горизонтальной коррупции, для которой характерна круговая порука чиновников.

«Две трети участников коррупционных схем со стороны бизнеса не являются инициаторами взятки, а вынуждены выполнять условия более влиятельных структур. Это напрямую влияет на инвестиционный климат в стране, а повышение коррупции на 1% влечёт снижение инвестиций на 3%», — полагает Крылова.

Действующая методика проведения антикоррупционной экспертизы, по словам члена правления ОПОРЫ, несовершенна и требует доработки. Необходимо вернуться к первоначальному варианту методики, которая ранее была утверждена правительственной комиссией по административной реформе. Она имеет ряд преимуществ, в частности, содержит исчерпывающий перечень коррупциогенных факторов, включая 14 дополнительных, не вошедших в действующую методику.

Крылова также предложила внести в методику норму, предусматривающую обязательное устранение разработчиками законодательных актов выявленных и не оспоренных коррупциогенных факторов по результатам независимой экспертизы. Если они не исключены, нужно предоставить рабочей группе право ходатайствовать в Минэкономразвития о вынесении проекта акта на процедуру ОРВ.

Существующие меры наказания за экономические преступления (по ст. 159, 160, 165, 169 – 199 УК РФ), считает вице-президент «Деловой России» Андрей Назаров, несоразмерны тяжести деяний. К тому же содержание одного осужденного обходится государству 17 тыс руб. в месяц.

Чтобы избавить державу от лишних хлопот и затрат, целесообразно назначать лицам, впервые совершившим преступления экономического характера, наказания, не связанные с лишением свободы (при условии возмещения ими ущерба).

Кроме того, нужно расширять практику применения залога и домашнего ареста в качестве меры пресечения по преступлениям экономического характера. При этом необходимо установить верхние пределы размера залоговых сумм, поставив их в зависимость от нанесенного ущерба.

Таким образом мы наблюдаем, что бизнес активно вмешивается в процесс подготовки нового правительственного решения уже на ранней стадии. По тому, насколько полно будут учтены требования предпринимателей, в итоге можно будет судить о серьезности или несерьезности намерений власти бороться со мздоимством и очковтирательством винтиков ее вертикали. Ведь на этот раз нельзя будет сказать: ну, ребята, надо было раньше начинать сотрудничать.

12:30 6.07.2012 , Александр Бакалов; http://www.km.ru/biznes-i-finansy/2012/07/06/torgovo-promyshlennaya-palata-rf/biznes-popytaetsya-kontrolirovat-gosvzy

© 2000–2012 Общественный фонд содействия защите прав предпринимателей «Деловая Перспектива»
E-mail: president@ofdp.ru    Прежняя версия сайта — ofdp.ru/index2.shtml
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда

НИУ ВШЭ CIPE IACA