Русский  English
 

«Формирование института продвижения общественных интересов: проблемы и перспективы»

Очень важно понимать, что лоббизм – это право определенных общественных групп быть услышанными. И в этом смысле, превращая лоббизм в бизнес, мы отсекаем неплатежеспособные организованные общественные группы от участия в лоббистской деятельности. С этой точки зрения надо понимать, что возможность лоббировать абсолютно любые инициативы, которые не прошли никакие фильтры в каких-то объединениях, в каких-то сообществах – это крайне опасная тенденция в российских институциональных условиях. Кроме того, когда лоббизм идет от общественных организаций – это, как правило, уже обсужденные вопросы с учетом различных точек зрения. Когда с общественными инициативами выступает бизнес-сообщество, это очень важно, потому что в иных случаях, когда отдельные компании лоббируют свои узко корпоративные интересы, могут очень сильно ущемляться права других участников рынка, участников смежных рынков и т.д., а если, например, с какими-то инициативами выступает крупное сообщество, то, как правило, это урегулировано между различными группами, имеющими отношение к данной инициативе. Поэтому уровень надежности такой инициативы, конечно, несколько выше.

Кроме того, надо все-таки понимать, — когда говорят, что во всех цивилизованных странах есть законы о лоббизме – это неправда. Мы специально в рамках рабочей группы  Минэкономразвития в рамках Совета при Президенте по противодействию коррупции этот вопрос изучали. Закон о лоббизме есть в десятке стран. И, причем, это страны, институционально совершенно отличающиеся от России, это страны с развитой рыночной экономикой, к коим Россия не относится, — прежде всего, вследствие определенного уровня развития своих институтов. А, например, в таких странах, как Германия и Франция, лоббистская деятельность регулируется через этические кодексы. То есть совершенно не обязательно принимать отдельный закон о лоббизме. В постсоветских странах не приживаются законы о лоббизме, кроме Польши. В Венгрии такой закон принят, но он не прижился. В Казахстане такой закон разрабатывался, но в итоге они, все-таки хорошенько подумав, от него отказались.

Поэтому надо понимать, что те лоббисты, которые хотят заниматься лоббизмом как бизнесом, занимаются пропагандой того, что мол закон о лоббизме «все приняли, а мы такие отсталые», это, в общем-то, не соответствует действительности.

Кроме того, надо отметить, что в своей общественной деятельности встречая большое количество теневых лоббистов, — и иногда опосредованно будучи знакомой с их деятельностью, становилось понятно, что они сталкиваются с тем, что вынуждены уходить с коррупционного рынка, — в основном, это те лоббисты, которые через коррупционный механизм лоббируют интересы. Они никого не представляют, кроме себя как человека с большими связями, и испытывают дефицит клиентуры. Если превратить лоббизм в бизнес, это даст возможность таким жучкам официально зарегистрироваться, рекламировать свою деятельность. Более того, то, что эта деятельность будет официальной, регистрируемой, то, что эти люди будут говорить, чьи интересы они лоббируют, коррупцию это вообще не исключает. Особенно в России. Это будут просто два параллельных процесса, коррупция при этом будет только расцветать, потому что желающих воспользоваться вот таким лоббизмом без намордника, когда люди вообще ничем не ограничены, будет очень много, и они ринутся лоббировать самые одиозные инициативы. При этом там будет и коррупция, и все на свете, а внешняя сторона будет абсолютно иной. Поэтому не надо делать кальку с Америки или с Великобритании – у нас все равно ничего похожего не получится, у нас институты работают иначе.

Поэтому я считаю, что такой закон крайне вреден. Те инициативы, которые сейчас обсуждаются в рамках Открытого правительства, в рамках Дорожной карты России по формированию эффективного механизма коммуникаций между бизнесом и властью – это открытый прозрачный механизм формирования  общественных советов, работы с жалобами предпринимателей и прочие вопросы. Вот они как раз и  позволят создать некие этические рамки, в которых лоббизм будет эффективно работать.

© 2000–2012 Общественный фонд содействия защите прав предпринимателей «Деловая Перспектива»
E-mail: president@ofdp.ru    Прежняя версия сайта — ofdp.ru/index2.shtml
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда

НИУ ВШЭ CIPE IACA