Русский  English
 

В Госдуме под председательством спикера Сергея Нарышкина создается рабочая группа по объединению Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ. По заявлению председателя думского комитета по конституционному законодательству и госсттроительству Владимира Плигина, кроме депутатов думских фракций в группу войдут представители судейского сообщества, Минюста и Генпрокуратуры. Однако подбор людей, собирающихся заниматься будущим российской судебной системы, неоднозначен.

С предложением объединить две высшие судебные инстанции страны в конце июня на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума выступил президент Владимир Путин. Российские законодатели встретили идею с энтузиазмом, предположив, что объединение судов приведет к единообразной правоприменительной практики, позволит вывести суды общей юрисдикции на более эффективный уровень работы, сократить кадровый аппарат судов, а также ликвидировать неразбериху с полномочиями двух судебных систем.

Для реализации президентской инициативы придется вносить поправки в российскую Конституцию. С этой целью спикер Госдумы Сергей Нарышкин поручил думскому комитету по конституционному законодательству и госстроительству под председательством Владимира Плигина создать специальную рабочую группу. Руководить ею будет сам Нарышкин. В состав группы на сегодняшний день входят:

Нарышкин Сергей Евгеньевич руководитель Рабочей группы, Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Единая Россия»
Плигин Владимир Николаевич заместитель руководителя Рабочей группы, Председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству «Единая Россия»
Агеев Александр Александрович первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству «Справедливая Россия»
Вяткин Дмитрий Федорович заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству «Единая Россия»
Иванов Сергей Владимирович заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству «ЛДПР»
Соловьев Вадим Георгиевич заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству «КПРФ»
Поневежский Владимир Александрович член Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству «Единая Россия»
Яковлев Вениамин Федорович советник Президента Российской Федерации  
Мизулина Елена Борисовна Председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей «Справедливая Россия»
Серков Петр Павлович Первый заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации  
Нечаев Василий Иванович заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации  
Новоселова Людмила Александровна Председатель Суда по интеллектуальным правам  

Кроме того, в пресс-службе Высшего Арбитражного суда сообщили, что в состав рабочей группы от ведомства войдут заместители председателя суда Татьяна Андреева и Артур Абсалямов, а также исполняющая обязанности начальника Управления публичного права и процесса ВАСа Анна Смола.

Выбор членов группы осуществлялся по приглашению, на которое можно было откликнуться или отказаться участвовать в разработке нового законодательства. Однако некоторые депутаты сами изъявили желание войти в группу или включены туда по представлению коллег. Так, кандидатура Елены Мизулиной была предложена лидером партии «Справедливая Россия» Сергеем Мироновым.

— Я думаю, что в понедельник мы закончим консультации и с Прокуратурой, и с Министерством юстиции, — комментирует Владимир Плигин для «Новой», — Генпрокуратура является одним из государственных органов, которые обладают целым рядом процессуальных полномочий: это и поддержание обвинения, и защита прав и интересов граждан в целом ряде случаев. Министерство юстиции РФ является органом, который участвует в разработке законодательства. Таким образом, их присутствие в рабочей группе совершенно естественно.

По словам депутата, рабочая группа будет заниматься выработкой законодательных норм по организации работы судов, статусам судей и отдельных норм, регулирующих вопросы судопроизводства. Точное количество человек, которое войдёт в группу пока назвать нельзя, до официального подтверждения и согласия всех приглашенных. Но, по мнению Плигина, это количество должно обеспечивать возможность работы обычной думской группы и не выходить за предел в 20 человек.

О дальнейшей роли участников группы в структуре нового суда Плигин заявил:

— Мы говорим только о работе над федеральным законодательством. Люди, которые войдут в рабочую группу, — эксперты в этой области. Они заинтересованы в том, чтобы закон отвечал вопросам защиты прав граждан.

Однако в благородную идею совершенствования работы судебной системы посредством объединения двух судебных структур верят не все. Политолог, президент Центра политических технологий Игорь Бунин рассматривает три возможных причины объединения Верховного и Высшего Арбитражного судов:

 — Я думаю, во-первых, это может быть попытка переподчинить Иванова (Иванов Антон Александрович — председатель ВАС РФА.Л.), который не принял кандидатуру от Путина на пост своего зама (замначальника департамента инвестиций и строительства ОАО «Газпром» и члена советов директоров ЗАО «Ямалгазинвест» и ОАО «Центргаз» Владимира ВинокуроваА.Л.). Вторая возможная причина – это подготовка места для нашего премьер-министра. Но поскольку Медведев — человек амбициозный, а Путин любит людей послушных и преданных, то это под сомнением. А третий вариант базируется на том, что арбитражный суд был сильно переструктурирован Ивановым и работает почти так, как должен работать настоящий, независимый суд. Путину не нравится эта независимость ВАСа.

К тому же, по словам Бунина, президенту с его любовь к унификациям хотелось просто вогнать Высший Арбитражный суд в выстроенную систему других судов.

Эксперт центра правовых технологий «Юрком» Андрей Юрков тоже сомневается в том, что необходимо создавать единый суд. В своей экспертной оценке он пишет, что унификация судебной практики постепенно происходит за счёт совместных постановлений ВАС и ВС РФ по применению тех или иных правовых норм. Эти постановления обязательны к исполнению. Кроме этого, из-за объединения может ухудшится работа арбитражных судов под влиянием судов общей юрисдикции, если в организационно-управленческом плане будут преобладать представители последних. По мнению Юркова, сейчас ещё не исчерпан внутриорганизационный ресурс для отладки работы обеих систем судов.

К счастью, судьбой российской судебной системы обеспокоен не только наш президент и депутаты Думы. Ещё до объявления Путиным об объединении Верховного и Высшего Арбитражного судов экспертный совет при Борисе Титове — уполномоченном при президенте по защите прав предпринимателей — разрабатывал ряд мер по усовершенствованию судебной практики в России. В частности, председатель совета Михаил Барщевский предлагал реформировать систему кассационных инстанций судов общей юрисдикции, что позволило бы обжаловать судебные решения за границами субъектов Федерации. За создание отдельной ветви административных судов, предусмотренных Конституцией РФ, выступала член Совета при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека Тамара Морщакова. Реализация этой инициативы позволила бы повысить независимость принятия решений в спорах граждан с органами власти. Кроме того, Тамара Георгиевна выступает за возрождение института следственных судей, которые должны контролировать расследование уголовных дел, а также избирать меру пресечения, рассматривать жалобы и ходатайства сторон ещё на стадии предварительного следствия. Среди инициатив экспертного совета рассматривалось и повышение роли суда присяжных.

Однако эти предложения чаще не находили поддержки в нижней палате парламента. В марте депутаты приняли предложенный Путиным Кодекс административного судопроизводства, который встраивает административный суд в систему судов общей юрисдикции и арбитража. А весенний законопроект Верховного суда РФ фактически блокирует практику судов присяжных. Он оставляет в ведении областных, краевых и республиканских судов — уровень субъектов РФ, где имеют право подключаться присяжные — только самые тяжкие уголовные дела.

Интересно, что в новую рабочую группу по объединению ВАС и ВС попал только один член экспертного совета при бизнес-омбудсмене Борисе Титове — это сам Владимир Плигин, который как депутат вынужден считаться с мнением своих коллег.

Источник

© 2000–2012 Общественный фонд содействия защите прав предпринимателей «Деловая Перспектива»
E-mail: president@ofdp.ru    Прежняя версия сайта — ofdp.ru/index2.shtml
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда

НИУ ВШЭ CIPE IACA