На главную страницу

Технологии Документы Консультации Журнал Форум О Фонде


Комплекс мер по выводу малого и среднего бизнеса из тени

Меры по защите прав и законных интересов предпринимателей

ПРОГРАММА ФОНДА

 

Наш фонд защищает права предпринимателей и носит название "Деловая перспектива". Эта перспектива, на наш взгляд, заключается в создании благоприятной среды для цивилизованного предпринимательства.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Законопослушный предприниматель работает не в убыток себе

Унификация единого социального налога

Подоходный налог

Таможенные пошлины

2. Предпринимательство для большинства граждан - доступно

Механизм регистрации юридических лиц

Ликвидация предприятий

3. Добросовестная конкуренция - возможна

4. Законы - реалистичны, а не являются утопиями

Проверки

Лицензирование

Сертификация

5. Предприниматель чувствует себя в безопасности и может рассчитывать на защиту своих законных прав

6. Основные направления развития бухучета в России

7. Деловая активность предпринимателей по созданию новых рабочих мест, инвестициям в экономику страны - поощряется

8. Экспертиза инвестиционных проектов, порядок согласований и разрешений

 

Стратегически интересы общества в целом, интересы власти и интересы предпринимателей совпадают: развитое предпринимательство – кормилец общества и опора государства.

 

Сложившаяся в нашей стране деловая и социальная среда является в настоящее время тормозящим фактором для становления среднего класса и развития гражданского общества.

 

Наша общая задача – создание такой экономической среды, в которой:

законопослушный предприниматель работает не в убыток себе;

предпринимательство для большинства граждан - доступно;

добросовестная конкуренция - возможна;

законы - реалистичны, а не являются утопиями;

предприниматель чувствует себя в безопасности и может рассчитывать на защиту своих законных прав;

деловая активность предпринимателей по созданию новых рабочих мест, инвестициям в экономику страны - поощряется.

 

Законопослушный предприниматель работает не в убыток себе

 

Высокие ставки налоговых отчислений ведут к прямым финансовым потерям бюджета и усугубляют ситуацию с коррупцией и криминалом.

 

Серьезная задача - выработка разумной налоговой политики, требования которой будут неукоснительно соблюдаться.

 

Унификация единого социального налога

Новый Налоговый кодекс незначительно затронул интересы малого и среднего бизнеса. Для основной массы работающих ставка единого социального налога остается достаточно высокой. Это загоняет предпринимателей в тень, толкает на многочисленные нарушения законов, способствует укоренению в них сознания, что налоги –то, чего ни в коем случае не надо платить.

 

Это - зарплаты в конвертах и налоговые отчисления с фиктивных зарплат. Небольшое снижение ставки в новом Налоговом кодексе – те самые полумеры, от которых нет никакого результата.

 

Законодатели при принятии этой регрессивной шкалы желали создать условия для инвестиционной привлекательности, легализации крупных доходов и т.п. Но легализация большого количества мелких доходов на всей территории страны также составит значительные суммы.

 

Подоходный налог

Необходимо унифицировать ставку единого социального налога, установив налог в 2% для всех зарплат. Подоходный налог с реальных зарплат намного превысит размер зарплат фиктивных, не говоря уже о налогах с них. Предпринимателям выгодно полностью показывать зарплаты сотрудников, относя их на себестоимость продукции и услуг. Создадутся предпосылки для роста зарплат, увеличения платежеспособного спроса, общего оживления экономики. Вводить эту ставку нужно незамедлительно, пока конъюнктура рынка нам благоприятствует, и цены на энергоносители высокие. Подоходный налог с реальной заработной платы со временем обеспечит стабильные высокие поступления в бюджет.

 

Полностью показанная зарплата и уплаченный с нее подоходный налог – это социальные гарантии и защита работников в случае потери трудоспособности или безработице, резкое возрастание начисления будущих пенсий.

 

Малый бизнес не сможет эффективно развиваться до тех пор, пока из-под налогообложения не выведут средства на переоснащение предприятий и развитие производства.

 

Таможенные пошлины

Таможенные пошлины должны быть такими, чтобы в результате их уплаты цена товара не оказалась слишком высокой для нашего рынка, иначе бюджет этих пошлин не получит. Это приведет к прохождению таможни с нарушением законов и будет стимулировать коррупцию. При разумных ставках бюджет будет стабильно получать доходы. Надо дать возможность своим гражданам стать законопослушными.

 

Необходимо полностью отменить пошлины с технологического оборудования ввиду крайней изношенности оборудования в стране и стимулирования развития реального сектора экономики и импортозамещения.

 

Снизить прочие импортные пошлины до величин, реальных для нынешнего уровня платежеспособного спроса на отечественном рынке по данному виду товаров. Провести консультации по этим ставкам с гильдиями предпринимателей по каждому виду товаров. Повторить успешный опыт снижения пошлин на иномарки, что привело к росту поступлений в бюджет по этим платежам.

 

Предпринимательство для большинства граждан - доступно

 

Бесконечные препоны на пути рядовых предпринимателей, усложненные процедуры функционирования на рынке, все больше и больше монополизируют бизнес, делая его доступным и прибыльным лишь для избранных и превращая его в “бездонную бочку” для коррупции.

 

Механизм регистрации юридических лиц

Единый реестр юридических лиц должен вестись в Министерстве по налогам и сборам на основании ИНН, и этот реестр должен быть общим для всех социальных фондов, Госкомстата и т.д. То же относится и к единому реестру физических лиц.

 

Заявительный порядок регистрации по принципу “одного окна”. Это окно, по нашему мнению, должно находится либо в налоговой инспекции как в территориальном подразделении МНС, либо в местных органах власти. Примером может служить регистрация предприятий в Москве в муниципалитетах в 1992 г.

Регистрационный сбор должен быть повышен до 25 МРОТ, и за такую плату предприниматели должны получать совсем другое, максимально удобное для них, обслуживание.

Мы предлагаем такой порядок регистрации юридических лиц.

Представитель создающейся фирмы, открывший накопительный счет и проверив название фирмы на неповторяемость, заполняет анкету на регистрацию в налоговой инспекции или в местном органе власти.

В анкете указываются следующие данные:

название и адрес;

организационно-правовая форма;

сведения об учредителях (с приложением копий их документов, необходимых для регистрации);

уставной фонд (размер и в каком виде вносится);

виды деятельности с номерами ОКОНХ, согласно классификатору, которым можно воспользоваться там же, при заполнении анкеты;

формулировки некоторых пунктов устава в виде вопросов с несколькими ответами – на выбор (например, каким числом голосов принимаются решения, состав руководящих органов и названия их должностей и т. д.)

Полные тексты образцов уставных документов, соответствующих требованиям законодательства, должны находится в компьютерной базе инспекции или органов местной власти, а также в интернете и на компакт-дисках в продаже.

 

Юрист проверяет правильности заполнения анкеты и наличие необходимых документов. Затем все бумаги сдаются на регистрацию.

Через 7 рабочих дней все учредители приходят по месту регистрации с документами, удостоверяющими их личности (или принадлежность к юрлицу – учредителю) ставят подписи (или печати и подписи) на учредительных документах и получают постоянное свидетельство о регистрации.

После постановки на учет налоговая инспекция сама рассылает информацию по всем фондам и в Госкомстат.

Такой порядок регистрации помимо пользы малому бизнесу позволит сэкономить средства бюджета, идущие на содержание Регистрационных палат.

Мы предлагаем при регистрации указывать почтовый адрес, а при сдаче баланса – адрес фактического местонахождения. Ответственность за предоставление документации возлагается на главного из учредителей. Многолетняя практика регистрации на юридические адреса совершенно себя не оправдала - он чаще всего носит фиктивный характер и по нему редко располагается предприятие. Требование о его предоставлении связано для предпринимателя с бессмысленными хлопотами и лишними затратами. А для тех, кто предоставляет юрадреса - это просто кормушка, не требующая никаких трудозатрат.

 

Ликвидация предприятий

Ликвидацией должна заниматься налоговая инспекция. Удостоверившись в ходе проверки, все ли обязательства перед бюджетом и партнерами выполнены в соответствии с документацией, налоговая инспекция либо дает согласие на ликвидацию предприятия, либо инициирует процедуру банкротства.

 

Добросовестная конкуренция - возможна

Обеспечение населения товарами высокого качества по доступным ценам возможно только в условиях жесткой конкуренции большого количества участников рынка.

 

В нашей стране серьезная конкурентная борьба давно ведется с помощью криминальных или властных структур, а иногда и тех, и других.

 

Конкурсы на права крупных закупок для госпредприятий:

Широкое заблаговременное информирование о предстоящем конкурсе.

Публикация перечня необходимой документации.

Недопустимость изменения перечня в ходе конкурса.

Недопустимость снятия с конкурса зарегистрированного участника.

Отказ от принятия документов или отказ от допущения к участию в конкурсе – только в письменном виде с мотивацией отказа.

Личная ответственность чиновника за немотивированный отказ от принятия документов на участие в конкурсе вплоть до уголовной.

 

Законы - реалистичны, а не являются утопиями

 

Проверки

Принять федеральный закон, регламентирующий эту сферу с запретом на расширительные инструкции ведомств.

 

Регламентировать и минимизировать частоту – один раз в год, два – для определенного законом перечня сфер деятельности.

Резко ограничить количество проверяющих ведомств с 53 до максимум десяти, в зависимости от вида деятельности предприятия.

Внести поправки в закон о милиции, запрещающие проверки сотрудниками милиции и УБЭП без соответствующего ордера.

Законодательно закрепить перечень предъявляемых при проверке документов и однозначных критериев оценки, в соответствии с предъявляемыми законом требованиями.

Точно указать меру ответственности за каждое нарушение. Санкции, не содержащие “вилки” на усмотрение проверяющего.

Ввести личную ответственность проверяющего за несоблюдение предъявляемых законом требований.

Отменить процентные вознаграждения от суммы штрафа.

Предусмотреть процедуру обжалования.

 

Лицензирование

Требования по каждому виду деятельности должны быть регламентированы единым законом по всем видам деятельности.

Указание контролирующего органа, в чью компетенцию входят соответствующие проверки.

Сокращение количества видов деятельности, подлежащих лицензированию. Единый перечень видов деятельности.

Исчерпывающий перечень документов.

Упрощенный порядок продления лицензий.

Ответственность за нарушения в ведении лицензируемой деятельности четко прописывается в законе.

 

Сертификация

Сертификация только представляющих опасность товаров и производств.

 

Ограничение количества образцов для испытаний.

 

Введение практики пробников, образцов тканей и материалов, а не готовых, зачастую дорогостоящих, изделий и продуктов, к тому же далеко не в единичном количестве. Это несказанно удорожает сертификацию.

 

Признание международных сертификатов качества и выдача на их основании отечественных.

 

Урегулирование с таможней вопроса об акцептировании международных сертификатов на период прохождения таможни.

 

Предприниматель чувствует себя в безопасности и может рассчитывать на защиту своих законных прав

 

В отношении предпринимательства принято путать причину и следствие. Необходимо законодательно признать, что практика недоплаты налогов и таможенных сборов – это следствие многолетней неразумной экономической и фискальной политики государства в отношении бизнеса. И на этом основании надо дать предпринимателям законодательные гарантии в том, что они не будут преследоваться по данному поводу.

 

Основные направления развития бухучета в России

Огромное количество предприятий погорело на некомпетентности бухгалтеров, которые в настоящее время не несут ответственности за совершенные ошибки в ведении бухучета. А расплачиваются предприниматели.

 

Закон о профессиональном бухгалтере, предусматривающий сертификацию бухгалтеров на право ведения бухучета в качестве главного бухгалтера (ЦАЛАК – Центральная аттестационная лицензионная аудиторская комиссия).

Отчеты с МНС должен подписывать профессиональный бухгалтер с приложением копии сертификата, либо аудиторская фирма, с возложением на них ответственности за неправильное начисление налогов.

Переход на международные стандарты в бухгалтерском учете.

 

Деловая активность предпринимателей по созданию новых рабочих мест, инвестициям в экономику страны - поощряется

 

Без развитого предпринимательства мы не справимся с главной проблемой нашей страны – бедностью. Развивая бизнес, мы создаем экономические условия для постепенного роста уровня оплаты труда решаем проблему занятости.

 

Экспертиза инвестиционных проектов, порядок согласований и разрешений

Существующий порядок экспертизы инвестиционных проектов носит антигосударственный и антиобщественный характер.

 

С этой позиции мы предлагаем разрабатывать меры по упрощению процедур согласований, разрешений и проведения экспертиз.

Принцип “одного окна”, четко прописанная в законе процедурные вопросы, не подлежащие ведомственной корректировке.

Исчерпывающий унифицированный перечень документов, исключающий расширительное толкование.

Установление предельных сроков рассмотрения:

- предварительное согласование (рекомендации по доработке) – 2 месяца,

- при отсутствии предложений по устранению недостатков проекта – окончательное согласование по умолчанию в 3-х месячный срок.

Контроль за отказами. Отказ – как случай исключительный, подробно оформленный.

Личная имущественная и административная ответственность за немотивированный отказ.

Процедура обжалования отказа – независимая экспертиза.

 

Важно провести ревизию всех относящихся к предпринимательству законов, подзаконных актов, распоряжений местных властей, полномочий контролирующих органов и т. д. – на предмет их целесообразности. Чьи интересы они отражают – граждан или чиновников, получающих таким образом “кнут” для выколачивания взяток.

 

Надо дать предпринимателям шанс достойно жить и выполнять разумные, посильные требования законов.

(c) 2000-2011 Общественный Фонд "Деловая ПЕРСПЕКТИВА". E-mail: ofdp@yandex.ru
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда.
Директор сайта Дина Крылова: .


ОПОРА РОССИИ Деловая ПЕРСПЕКТИВА Rambler's Top100 Aport Top 1000 Яндекс цитирования Деловая ПЕРСПЕКТИВА