На главную страницу
Технологии Законопроекты Консультации Журнал Форум О Фонде

Новости РБК

Новости "Эха Москвы"

Новости AK&M

Новости Прайм-ТАСС

Новости РИА-Новости

Новости Regions.ru

02.02.12 В России появится уполномоченный по защите прав предпринимателей

22.12.11 Путин обещает запустить "инвестиционный мотор"

21.11.11 Медведев не видит смысла заставлять чиновников отчитываться о расходах

16.11.11 Жилье стоит дорого

10.11.11 Сбербанк даст на стартап

03.11.11 Всеразрушающая коррупция

03.11.11 Малому бизнесу будет легче участвовать в аукционах по лесным участкам

31.10.11 Арендаторы в Москве предпочитают выкуп

25.10.11 В Перми решили не торопиться со сносом киосков

22.10.11 В Общественнной палате обсудили коррупцию

19.10.11 СНГ и свободная торговля: что будет?

18.11.11 В Москве начали устанавливаться ларьки нового образца

11.10.11 Малым предприятиям трудно получить кредит

06.10.11 Запад размышляет о загадке российского бизнеса

30.11.09 Иностранным инвесторам больше всего мешают откаты


Другие новости

20.05.11 Госдума готова запретить брать работников напрокат

17.02.11 Ответственность за эконом. преступления: Президента поправили

15.07.10 Новые поправки по защите бизнеса очень важны

23.04.10 Бизнес уполномочен уведомить

09.04.10 Дума затруднила проверку бизнесменов контролирующими органами

24.12.09 Статью не пришьешь

09.12.09 Проверок станет больше

29.10.09 Депутаты Госдумы выступили за ограничение внеплановых проверок бизнеса

19.06.2008 Выкуп проще

17.06.2008 Патент для "малышей" поможет сократить налоговую отчетность


Другие новости

29.09.11 Страховые поборы

26.09.11 Хедхантеры осваивают Facebook и Twitter

23.06.11 Эксперты: Ущерб от киберпреступлений в России сопоставим с воровством при госзакупках

24.02.11 Босс прочел блог

09.02.11 Тариф "убыточный"

11.10.2010 Конец хакерской вольницы

02.06.10 "Яндекс" начинает поиск стартапов

12.04.10 Вредные привычки Рунета

05.04.10 Терминалы недоступны

24.03.10 Надоили $20 млн

01.03.10 Мина для сисадмина

09.12.09 Малый и средний бизнес смогут выкупать часть арендуемых помещений

07.12.09 Google идет на почту

30.10.09 Интернет переходит на ".рф"

02.07.09 На сайтам министерств и ведомств мало полезной информации

17.06.09 Операторы поощряют абонентов оплачивать услуги через Интернет

16.06.09 Microsoft хочет удвоиться в России

28.05.09 Россия не засиживается в интернете

09.04.09 Малому бизнесу предлагают аренду программного обеспечения

19.06.2008 Сотрудники увольняются из-за плохого компьютера


Другие новости


Эксперты о презумпции налоговой виновности. "С каждого по копеечке, а казне-то большой плюсик"

7 ноября 2005 г. Владимир Путин подписал федеральный закон, допускающий с 1 января 2006 года возможность внесудебного взыскания налоговых санкций с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и фактически исключающий из Налогового кодекса презумпцию невиновности налогоплательщика. Разработанный в Администрации Президента, этот закон, уже названный значимым событием в налоговой истории России, был призван разгрузить суды, якобы заваленные разбором мелких налоговых тяжб. Как нововведения отразятся на рядовом налогоплательщике и какие проколы и недоработки он в себе несет, "Полит.ру" прокомментировали эксперты:

Юрий Добронравов, юрист, управляющий партнер юридической компании "Добронравов и партнеры":

На налогоплательщиках принятый законопроект отразится болезненно. В настоящее время по действующему законодательству налоговая инспекция освобождена от уплаты госпошлины. И в связи с этим она и так очень часто выносила решения, связанные с налогоплательщиками, - о привлечении к ответственности, об отказе возмещения, например, экспортного НДС - не имея на то правовых оснований. Но даже если налогоплательщик обратится в суд и суд признает его правоту, то госпошлина с налоговой инспекции, которая действовала незаконно, взыскана не будет. А речь часто идет об очень больших суммах. Налогоплательщик же потеряет свое время, понесет расходы на привлечение адвокатов, которые возмещаются зачастую не в полном объеме. То есть при любом исходе дела налоговики, в общем-то, никакого ущерба не несут. Но все-таки для того, чтобы взыскать какие-либо деньги, - им приходилось обращаться в суд, тратить время на подготовку документов, убеждать судей в том, что все законно.

Сейчас ситуация еще более ухудшилась: теперь налоговая инспекция может, приняв незаконное решение, сама же его и исполнить. Она списывает деньги, налогоплательщик только затем уже имеет право обращаться в суд, нанимать юристов, платить им деньги, а судебное разбирательство может затянуться на долгие месяцы. Минимум - это 2-3 месяца, и все это время налогоплательщик лишен своих законных денег. На мой взгляд, это прямое нарушение Конституции, в частности статей, устанавливающих, что "никто не может быть лишен своей собственности помимо судебного решения". Именно в связи с этим и был такой порядок: если налоговая инспекция намерена лишить налогоплательщика его собственности, в частности денежных средств, то она все-таки должна обращаться в суд, и уже суд должен решать. Поскольку такой порядок установлен Конституцией. Сейчас, после того как эта поправка к Налоговому кодексу вступит в силу, я практически уверен, что встанет вопрос о ее конституционности. И данный вопрос будет рассматриваться Конституционным судом.

К сожалению, в последнее время в практике КС наметилась тенденция, направленная против налогоплательщиков и в пользу налоговых органов. Если вспомнить, то недавно было принято постановление, связанное с определением порядка срока давности привлечения к налоговой ответственности, где было указано, что оно распространяется только на "добросовестных налогоплательщиков". А что такое "недобросовестный"? В законодательстве нигде этого нет, и этот расплывчатый термин, который был придуман самим Конституционным судом в 1998 году, сейчас с успехом налоговыми органами используется. А в силу того, что понять, что такое "добросовестность" и "недобросовестность" нельзя, то в общем-то ситуация получается совсем плохая.

Например, если бы кто-то из моих клиентов попал под безакцептное списание по новому порядку и мне бы пришлось обратиться в суд, я бы сразу поставил вопрос о конституционности нормы. Правда, каков будет исход в Конституционном суде, - предсказать сложно. Это, конечно, вещь печальная: раньше налоговая должна была убедить судью, что она поступает законно, и тогда он давал санкцию на списание. А сейчас мячик перекинут на другую сторону: т.е. сначала у вас отбирают деньги, а потом вы ходите и доказываете, что это сделано незаконно.

Очень жаль, что депутаты Госдумы, стремясь угодить государству, режут курицу, несущую золотые яйца. Понятно стремление упростить работу налоговых органов, но вместе с тем, на практике, мы часто видим, как выносится решение о штрафе в 50 тыс. рублей, тогда как стоимость услуг профессионального юриста стоит достаточно дорого, порядка 3 тыс. долларов за инстанцию. И часто, по нашему опыту, налогоплательщик на какие-то суммы просто плюет, так как это экономически нецелесообразно. А поскольку таких решений выносится много, то с каждого по копеечке, а в казне-то уже большой плюсик.

Сергей Штогрин, депутат, зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам:

Самая главная проблема в связи с принятием этого законопроекта - внесение изменений в пункт 6 статьи 108 первой части Налогового кодекса, которая говорит о презумпции невиновности налогоплательщика. Из фразы "лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в установленном федеральным законом порядке в соответствии со вступившим в законную силу решением суда" исключают последние слова - о том, что виновность устанавливает суд. А на этом презумпция невиновности и строилась. Теперь, в соответствии с законом, вашу вину может установить налоговая инспекция. Это полностью меняет суть закона. Казалось бы, речь идет о техническом вопросе: слегка изменили формулировку, чтобы разгрузить арбитражные суды. Но на самом деле речь идет о нарушении принципа. Последствия этого нарушения могут быть самыми разными.

Например, президентский законопроект предусматривал, что бесспорное списание штрафов будет применяться в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, а при внесении изменений в статью 108 презумпции невиновности лишаются все - не только организации и индивидуальные предприниматели, но и все физические лица, а это больше сотни миллионов человек, практически все взрослое население нашей страны. Теперь в Налоговом кодексе остались две нормы, устанавливающие презумпцию невиновности: то, что неясности трактуются в пользу налогоплательщика, и то, что бремя доказательства лежит на налоговом органе. Осталось их еще поправить - и все мы, без исключения, окажемся потенциально виновными. А поскольку налоговое законодательство у нас неотработанное, то потенциально все мы становимся нарушителями и подпадаем под статью - либо Административного, либо Уголовного кодекса.

Легко предположить, что вскоре кто-то обратится и в Конституционный суд. Так зачем тогда принимать закон, если очевидно, что он будет оспорен в Конституционном суде?

В законе должна быть прописана вся процедура взыскания штрафа и, главное, мера участия налогоплательщика в процессе принятия решения. Нам говорят: пропишете это в другом законе, правительственном, который идет следом за президентским. Но президентский-то вступит в силу с 1 января 2006 года, а правительственный вряд ли будет принят в ходе осенней сессии. Значит, с Нового года и на неопределенный период налоговики получат дополнительные полномочия, применение которых никак не будет регулироваться. Значит, они будут действовать на свое усмотрение, со всеми вытекающими последствиями.

Вместе с тем, готовили законопроект так называемые эксперты, но остается непонятным, почему же он получился абсолютно сырым. Там не прописан даже элементарный и при этом принципиальный вопрос: за какой период налоговый орган сможет списывать деньги во внесудебном порядке? За период проверки? За налоговый период? Или за календарный год? Сядет налоговый инспектор и будет думать: вот проверил я налог на добавленную стоимость и акцизы за календарный год. В обоих случаях налоговый период - месяц. Нашел я нарушения по НДС в пяти месяцах, а по акцизам - в шести. Мне пять тысяч выписывать за всю проверку или по каждому месяцу отдельно? Так вот, не он об этом должен думать. Это предельно четко должно быть прописано в законе. Иначе каждый будет решать исходя из того, какую ему взятку дадут.

Полит.ру, 08 ноября 2005, 08:31
http://www.polit.ru/analytics/2005/11/08/Prezum.html 08.11.05

Консультации юристов Фонда:

01.06-31.08.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.04-31.05.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.03-31.03.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.02-28.02.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.01-31.01.05 Ответы на вопросы предпринимателей

Предыдущие консультации

05.03.12 Почему российские предприниматели уходят из бизнеса

19.01.11 В. Мау: Экономическая стратегия. Выбор новой модели

06.12.10 Петр Авен: Российская экономика все больше напоминает советскую

18.10.2010 Кредиты: Ни взять ни отдать

11.10.2010 Как стать предпринимателем. Лекция Михаила Фридмана

26.04.10 Михаил Задорнов: макроэкономическая ситуация в России вызывает очень большую тревогу

26.04.10 Бизнес и общество: Русский дисконт

14.04.10 К. Рогов: Свой путь: Модернизация и конкуренция

01.03.10 Удар по малому

23.09.09 Малый, средний и крупный бизнес: чья деятельность приносит пользу стране?

15.06.09 Значение и место субъектов малого и среднего бизнеса в трансформационных экономиках

22.12.08 Поддержка малого бизнеса должна стать приоритетом политики государства

27.10.08 Заявление Союза "Либеральная Хартия" о финансовом кризисе в России

17.10.08 Что делать в условиях кризиса? Советы аналитика

04.04.08 А. Архангельский: Великое в малом

20.03.08 Тяжелая история малого бизнеса

04.02.08 "ОПОРА РОССИИ" о новом законе о малом и среднем бизнесе

04.09.07 Закон о малом и среднем бизнесе: за и против

14.08.07 Г. Явлинский: Собственность: Экономика без права

18.07.06 Плюсы и минусы новых поправок в НК

29.05.06 ПБОЮЛ с трудовой ответственностью

11.05.06 В. Радаев: Легализация бизнеса: баланс принуждения и доверия

18.04.06 Какие умения и навыки будут нужны в 2020 г.

23.03.06 НДС: Легенды и мифы

14.02.06 ЕНВД не так прост, как кажется

17.01.2006 Неуплата пенсионных взносов - не повод для ответственности по ЕСН

07.12.05 НДС до востребования. Восстанавливать или не восстанавливать НДС?

22.11.05 Проблемы разрешения налоговых споров в России

11.11.05 С. Белановский: Предпринимательский класс в России

08.11.05 Эксперты о презумпции налоговой виновности. "С каждого по копеечке, а казне-то большой плюсик"

28.10.05 Воротила, делец… предприниматель

12.10.05 НДС и политика

26.09.05 Тенденции и перспективы развития малого бизнеса в России

15.06.05 Бизнес-активность работников правоохранительных органов в современной России

24.03.05 Государство и бизнес: Вспомнить о малом

18.03.05 Отношения власти и бизнеса не так плохи, как кажутся?

22.02.05 Советы консультанта: Грамотный бизнес-план

27.01.05 Какой НДС нам нужен?

11.01.05 Российская экономика - 2005: прогнозы и перспективы


Другие аналит. материалы

06.06.01 Как, по Вашему мнению, изменился деловой климат в стране?

(c) 2000-2011 Общественный Фонд "Деловая ПЕРСПЕКТИВА". E-mail: ofdp@yandex.ru
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда.
Директор сайта Дина Крылова: .


ОПОРА РОССИИ Деловая ПЕРСПЕКТИВА Rambler's Top100 Aport Top 1000 Яндекс цитирования Деловая ПЕРСПЕКТИВА