На главную страницу
Технологии Законопроекты Консультации Журнал Форум О Фонде

Новости РБК

Новости "Эха Москвы"

Новости AK&M

Новости Прайм-ТАСС

Новости РИА-Новости

Новости Regions.ru

02.02.12 В России появится уполномоченный по защите прав предпринимателей

22.12.11 Путин обещает запустить "инвестиционный мотор"

21.11.11 Медведев не видит смысла заставлять чиновников отчитываться о расходах

16.11.11 Жилье стоит дорого

10.11.11 Сбербанк даст на стартап

03.11.11 Всеразрушающая коррупция

03.11.11 Малому бизнесу будет легче участвовать в аукционах по лесным участкам

31.10.11 Арендаторы в Москве предпочитают выкуп

25.10.11 В Перми решили не торопиться со сносом киосков

22.10.11 В Общественнной палате обсудили коррупцию

19.10.11 СНГ и свободная торговля: что будет?

18.11.11 В Москве начали устанавливаться ларьки нового образца

11.10.11 Малым предприятиям трудно получить кредит

06.10.11 Запад размышляет о загадке российского бизнеса

30.11.09 Иностранным инвесторам больше всего мешают откаты


Другие новости

20.05.11 Госдума готова запретить брать работников напрокат

17.02.11 Ответственность за эконом. преступления: Президента поправили

15.07.10 Новые поправки по защите бизнеса очень важны

23.04.10 Бизнес уполномочен уведомить

09.04.10 Дума затруднила проверку бизнесменов контролирующими органами

24.12.09 Статью не пришьешь

09.12.09 Проверок станет больше

29.10.09 Депутаты Госдумы выступили за ограничение внеплановых проверок бизнеса

19.06.2008 Выкуп проще

17.06.2008 Патент для "малышей" поможет сократить налоговую отчетность


Другие новости

29.09.11 Страховые поборы

26.09.11 Хедхантеры осваивают Facebook и Twitter

23.06.11 Эксперты: Ущерб от киберпреступлений в России сопоставим с воровством при госзакупках

24.02.11 Босс прочел блог

09.02.11 Тариф "убыточный"

11.10.2010 Конец хакерской вольницы

02.06.10 "Яндекс" начинает поиск стартапов

12.04.10 Вредные привычки Рунета

05.04.10 Терминалы недоступны

24.03.10 Надоили $20 млн

01.03.10 Мина для сисадмина

09.12.09 Малый и средний бизнес смогут выкупать часть арендуемых помещений

07.12.09 Google идет на почту

30.10.09 Интернет переходит на ".рф"

02.07.09 На сайтам министерств и ведомств мало полезной информации

17.06.09 Операторы поощряют абонентов оплачивать услуги через Интернет

16.06.09 Microsoft хочет удвоиться в России

28.05.09 Россия не засиживается в интернете

09.04.09 Малому бизнесу предлагают аренду программного обеспечения

19.06.2008 Сотрудники увольняются из-за плохого компьютера


Другие новости


Михаил Задорнов: макроэкономическая ситуация в России вызывает очень большую тревогу

Глава банка ВТБ 24, бывший министр финансов России Михаил Задорнов считает, что российское правительство идет по неверному пути: оно пытается вернуться к модели развития экономики, существовавшей во время безудержного роста цен на нефть в 2006-2008 годах. Почему эта попытка обречена на провал и каким должен быть нормальный путь выхода из кризиса, он попытался объяснить корреспондентам "Денег" Ольге Кочевой и Петру Рушайло.

Как бы вы оценили макроэкономическую ситуацию в России?

- Все зависит от того, что вы имеете в виду. Есть ситуация 2010 года, а есть среднесрочная перспектива, скажем, 2011 и 2012 годов. Они принципиально различаются. И вот почему.

Российская экономика заметно упала в 2009 году, поэтому 2010 год чисто статистически с точки зрения показателей роста будет для нее довольно удачным. Мы уже сейчас знаем, что среднегодовые цены на товары российского экспорта (не только на нефть, но и на уголь и металлы) будут выше, чем в прошлом году. Уже начиная со второго полугодия 2009 года российская экономика получает дополнительный импульс к росту за счет чистого экспорта. Дополнительный вклад получается и за счет необходимости восстановления тех товарных запасов, которые были проедены в 2009 году и сейчас восстанавливаются - как производителями, так и дилерскими сетями, что тоже дает увеличение объемов производства. В силу этих факторов - роста цен на сырье и восстановления запасов - российская экономика в 2010 году вполне может выдать рост от 4,5 до 5,5%. Вроде бы хороший показатель, но это именно отскок после падения 2009 года.

Кроме экономического роста к середине этого года мы увидим низкую инфляцию. Как банк мы строили свои планы на год исходя из того, что к середине года инфляция может опуститься до 6% в годовом исчислении, а в целом за год составит порядка 6,5-7%.

А как же увеличение социальных расходов государства и иные формы денежной накачки экономики?

- Думаю, что та монетарная накачка, которая сейчас идет, до конца года еще не сыграет свою роль. Правда, учитывая, что в прошлом году шло сокращение розничного товарооборота и потребления населения, а также нынешнее увеличение пенсий и окладов, думаю, в ряде секторов экономики уже в первом квартале будет небольшой рост розничного товарооборота и потребления. Так что, если взять изолированно 2010 год, то он будет довольно неплохим.

По поводу пенсий сразу хочется заметить: они резко повышались весной прошлого года но, похоже, это не привело к росту потребления, так как люди начали эти деньги просто откладывать...

- Есть стандартное повышение базовой страховой части, которое у нас происходит 1 апреля и 1 декабря. Я же имею в виду более широкое разовое повышение в конце прошлого года, которое совпало с очередным повышением базовой части пенсии. Если вы посмотрите на динамику декабрьского движения средств на счетах населения, то увидите, что в Сбербанке за декабрь остатки на текущих и карточных счетах увеличились на 110 млрд руб. Это был разовый мощный всплеск, который в таком масштабе ранее в декабре не наблюдался. А в январе, наоборот, был колоссальный - 84 млрд руб.- отток денег со счетов населения. О чем это говорит? Был заметный впрыск денег пенсионерам в конце года, а затем в январе эти деньги были использованы.

Правда, пока я не могу с уверенностью сказать, что изменилась потребительская модель поведения населения. Модель поведения населения и увеличение доходов пенсионеров - это все же разные вещи. В целом же, конечно, с прошлой весны люди стали больше сберегать и меньше тратить - в том числе и потому, что в их расходах уменьшилась доля платежей по кредитам. Но, думаю, потребление в первом квартале и далее в течение этого года будет расти.

А что при этом будет с инфляцией?

- На инфляцию в этом году давит тот самый сократившийся спрос населения и предприятий. Естественно, что в условиях сжатия спроса цены не могут и не должны расти. А снижению спроса способствовало то, о чем мы говорили раньше: сжатие потребительского спроса, снижение кредитной активности, отсутствие подпитки со стороны государства. И в этом году, кстати, государственные расходы номинально не должны вырасти. А кредитный портфель населения в целом по банковской системе России в прошлом году номинально уменьшился на 11%. Это очень много. И в этом году, по итогам первого квартала, он также уменьшается. Это говорит о том, что былые стимулы спроса, когда наращивался розничный кредитный портфель, работают в обратную сторону. Соответственно, традиционный спрос на автомобили, бытовую технику, жилье, который поддерживался кредитной активностью, сужается. В пользу низкой инфляции играет и то, что рубль опять заметно укрепился в реальном выражении.

На руку же инфляции сыграло очередное повышение тарифов естественных монополий и ЖКХ в начале года. И здесь, я думаю, правительство допустило большую ошибку. Это был очень удобный момент для того, чтобы более решительно ограничить рост или просто заморозить тарифы естественных монополий: газовые, железнодорожные, энергетические, жилищно-коммунальные. Сделать это пытаются сейчас, постфактум, и не системно. Плюс к тому повышение цен на сырую нефть и бензин - это также стало драйвером инфляции.

В чем все-таки первопричина падения кредитной активности: население стало меньше зарабатывать или банки стали осторожнее?

- Конечно, первично поведение самих людей. Если сравнить ситуацию по отдельным продуктовым линейкам (кредитные карты, ипотека, автокредитование) у наших и американских универсальных банков с большой розничной составляющей, то можно увидеть сходство в поведении потребителей. Население резко увеличило долю сбережений в своих ежемесячных расходах. С весны прошлого года у нас доля сбережений поднялась с 6-7% до 15-17% месячных доходов. Такая тенденция устойчиво прослеживалась на протяжении всего 2009 года. Это говорит о том, что граждане хотят создать некую подушку безопасности.

И это понятно: люди опасаются брать на себя риски крупных кредитов, особенно ипотечных или на покупку автомобиля, из-за неустойчивости своего положения, например неопределенности с рабочим местом или уровнем зарплаты. Раньше, когда в течение нескольких лет доходы населения росли на 7-10% в реальном выражении ежегодно, был спрос на долгосрочные кредиты. Люди привыкли, что они востребованы и их зарплаты все время растут. Шла накачка доходов. Сейчас все понимают, что зарплаты, оказывается, растут не каждый год, и есть неуверенность в завтрашнем дне в буквальном смысле этого слова.

С макроэкономической точки зрения рост сбережений - это основа для роста в будущем за счет увеличения ресурсной базы или, наоборот, тормоз в нынешней ситуации?

- Это зависит от того, какой модели роста мы придерживаемся. С точки зрения влияния на рост производства это, конечно, плохо. Когда граждане потребляют, они создают спрос на товары и услуги. Хороший спрос в экономике - это всегда плюс. Кроме того, по моему мнению, наша банковская система в краткосрочной перспективе особо не нуждается в дополнительной ресурсной базе. У нее накоплена большая ликвидность и есть сбалансированный портфель с точки зрения соотношения выданных кредитов и привлеченных депозитов. В принципе уже можно было бы начинать тратить. Но люди пока не хотят занимать.

А банковские вклады - это только одна из форм сбережений. Мы недооцениваем ту долю сбережений населения, которая инвестирована в недвижимость и фондовый рынок. Когда начали падать цены на недвижимость, люди перестали в нее инвестировать, дожидались, когда стоимость жилья достигнет дна. Фондовый рынок оттягивал на себя большие объемы средств людей с высокими доходами. А в 2009 году свободные деньги населения перераспределились все-таки в пользу депозитов. Поэтому мы и увидели в прошлом году такой феноменальный - на 27% - рост депозитной базы.

Мы, например, с сентября прошлого года последовательно отказались практически от всех кризисных ограничений и вновь готовы кредитовать. Хотя, конечно, политика риск-менеджмента ВТБ 24 сейчас более жесткая, чем до кризиса.

В чем именно это проявляется с точки зрения взаимоотношений с заемщиком?

- Во-первых, увеличен первоначальный взнос по залоговым кредитам - ипотеке и автокредитам. До кризиса кредит и на автомобиль, и на покупку жилья порой можно было получить без первоначального взноса. Сейчас, будь добр, выложи сразу 20% - для банка это гарантия платежеспособности клиента. И это уже пониженная планка - в начале кризиса первоначальный взнос был увеличен до 30%. Во-вторых, было изменено соотношение платежа по кредиту и ежемесячного дохода заемщика при оценке его платежеспособности. В основном мы требуем, чтобы этот платеж составлял не более 40-50% ежемесячного дохода клиента. И то такая высокая планка - только если у человека высокий доход и он расплачивается по ипотеке.

А как в такую консервативную политику вписывается ваше недавнее заявление о готовности начать кредитовать заемщиков с подпорченной кредитной историей?

- Большинство банков как работает? Допустим, вы три раза не заплатили по кредиту - и сразу попадаете в черный список одного из кредитных бюро. Затем вас все банки уже автоматически отвергают, не рассматривая больше как потенциального клиента. Мы же хотим изучить заемщика, а не отвергать его сразу из-за проблем с кредитной историей. Хотим понять, действительно ли он испытывал проблемы или просто обманывал банк, сможет ли он в конечном счете погасить свой кредит. Таким образом, не отвергая такого заемщика с порога, ВТБ 24 сможет получить дополнительную клиентскую базу.

Есть ли оценки, сколько таких клиентов вы можете привлечь?

- Пока нет четких прогнозов, мы сейчас просто строим модели. Но это десятки тысяч клиентов в любом случае.

Что это за клиенты?

- Это в основном те, кто продолжил выплачивать свои кредиты после реструктуризации и у кого кредитная нагрузка позволяет еще взять какие-то дополнительные обязательства. Это еще и сотрудники тех отраслей, которые многими банками воспринимаются как рискованные. Мы можем предложить им определенную кредитную нагрузку, хотим найти среди них клиентов, которые не просто хотят, но еще и способны рассчитаться по кредиту. Это те, кто в конечном счете погасил свои обязательства перед банками.

С чем такая щедрость больше связана: у вас, условно говоря, много денег или же вас не удовлетворяет существующая система скоринга?

- Если говорить о ВТБ 24, то у нас не было и нет проблем с ликвидностью. Прежде всего потому, что модель банка строится по простому принципу: сколько мы привлекаем денег населения и малого бизнеса - столько им же обратно и выдаем. За прошлый же год прирост депозитов у нас составил 42%, тогда как кредитный портфель вырос всего на 8%. Мы настроены кредитовать и считаем, что неэффективно отвергать с порога клиента, приходящего к нам, если мы можем предоставить ему кредит.

А фондирование у вас как-то изменилось после кризиса?

- Оно резко возросло. И у ВТБ 24 практически не осталось сейчас западного фондирования, кроме двух выгодных и долгосрочных займов Европейского банка реконструкции и развития на продуктовую линейку для малого бизнеса.

На Западе доллары и евро весьма дешевы. Рубль укрепляется. Но в России ставки по кредитам все еще высоки. Это премия за риск?

- А почему вы думаете, что они весьма дешевы? Даже для России, первоклассного суверенного заемщика,- это порядка 5% годовых в валюте. А внутри страны мы новые валютные депозиты привлекаем под 4-4,5% годовых.

Давайте вернемся к началу разговора. С этим годом вроде бы все понятно. А что нас ожидает в более отдаленной перспективе - в 2011-2012 годах?

- Макроэкономическая ситуация в России вызывает очень большую тревогу. Прежде всего тревожит ситуация с бюджетом. Дело в том, что мы видим у государства несколько взаимоисключающих приоритетов.

Первое - тезис о том, что все взятые социальные обязательства будут выполнены. Идет существенное увеличение выплат пенсионерам, это 2,5-3% ВВП дополнительных расходов расширенного правительства. Вместе с этим говорится, что дефицит бюджета, который составил в прошлом году около 7% ВВП, должен быть сокращен до 3% ВВП на горизонте в 2,5 года; это фискальный маневр еще на 4% ВВП. В сумме это чрезвычайно много, если учитывать, что все расходы федерального бюджета в прошлом году составили по предварительной информации 21,5-22% ВВП. То есть цена выполнения этих двух обещаний - уже треть расходов федерального бюджета.

Одновременно не совсем понятна разбалансированная - впервые за последнее время - налоговая политика. С одной стороны, говорится о том, что мы увеличиваем налоговое бремя прежде всего за счет уже не социального налога, а социальных взносов: 2% дополнительной нагрузки на фонд оплаты труда предприятий пойдут в основном на дополнительные расходы на здравоохранение через ОМС. И с другой стороны, правительство, поощряя малый бизнес, инновации, говорит, что нужно снизить для некоторых секторов налоговую нагрузку. Эти решения - например, увеличение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, которая и без того в России в сравнении с другими странами находится на пределе,- могут привести к тому, что значительная часть оборота среднего и малого бизнеса вновь уйдет в наличные и в различные "серые" схемы выплаты заработной платы. В результате увеличение налогов окажет дестимулирующий эффект на экономику, а сбор дополнительных доходов в бюджет окажется под вопросом.

Четвертый заявленный приоритет состоит в том, что все-таки нужны вложения в инфраструктуру, новые технологии, модернизацию. Это то, что априори требует денег, причем немалых. Какие из обозначенных приоритетов государство хочет сделать главными - непонятно. А реализовать их все одновременно невозможно.

Почему же, по-вашему, правительство дает все эти обещания?

- Ошибочные оценки текущего положения дел возникают из-за непонимания того, что безудержное увеличение госрасходов 2006-2008 годов базировалось на уникальном периоде ежегодного увеличения цен на нефть и притока капитала. Я прекрасно помню время, когда бюджет рассчитывался исходя из стоимости нефти $27-29 за баррель. Сейчас бюджет балансируется исходя из цен от $75 до $90 и даже до $100 за баррель.

И мне кажется, что те, кто принимает политические решения, мысленно настроены на модель поведения в тот период, они уже привыкли к такому положению дел. После нынешнего восстановления цен на нефть и сырье они думают, что мы вернемся к старой экономической модели и будем двигаться в ее рамках еще пять-семь лет.

Но этого не произойдет. Даже сегодняшние $80-85 за баррель - это очень высокие цены. Едва ли они продержатся на уровне $80-100 следующие три года, а это значит, что дополнительных доходов от экспорта сырья не появится. Из-за этого маловероятна возможность сбалансировать бюджет без дефицита. И к ситуации 2000-2007 годов мы в ближайшем будущем не вернемся. Но удержать дефицит бюджета хотя бы в пределах 3% ВВП - это первостепенная задача, все остальные приоритеты должны быть лишь производными от нее. Однако совокупность описанных целей правительства говорит о том, что мы как страна пока не готовы отказаться от той модели, которая уже не работает.

А как бы вы предложили сокращать бюджетный дефицит?

- Надо провести масштабную и детальную ревизию существующих бюджетных расходов, от многих из них отказаться, в том числе и в социальной части. Не придерживаться тезиса, что все социальные расходы являются священными и неприкосновенными. Любому думающему человеку очевидно, что в ближайшее время не будет того роста доходов бюджета, который был в предыдущий период. Очевидно и то, что никто не гарантирует нам, что следующий экономический цикл роста будет продолжаться семь лет, а не два-три года. Мы видим, что начинается сворачивание антикризисных программ в других государствах, так что, возможно, период высоких цен на сырье и роста мировой экономики будет довольно коротким. Цены опять упадут, и мы столкнемся с ситуацией конца 2008 года не в каком-нибудь 2015 году, а в 2011-2012-м. По крайней мере, в 2012-2013 годах это вполне вероятно.

Как в такой ситуации относиться к грядущим масштабным заимствованиям России на международном рынке? Это повышает риски российской экономики?

- Если у государства есть дефицит, неважно - 5 или 7% ВВП, он должен каким-то образом финансироваться. Сейчас мы финансируем этот дефицит, просто тратя резервный фонд. Но, во-первых, это эмиссионный источник, он сам по себе провоцирует инфляцию. Во-вторых, при таких темпах расходов резервный фонд может быть потрачен к середине 2011 года. У нас есть как минимум три других источника финансирования, помимо сокращения расходов. Есть внешние займы, внутренние займы, и есть приватизация.

Я считаю, что приоритетным источником должна быть именно приватизация. Государство резко увеличило свою долю в экономике, ее надо сокращать, пополняя госбюджет. Но не повторять упрощенную и дешевую приватизацию 90-х годов, а провести приватизацию с привлечением иностранных инвестиций и российских денег. Абсорбировав часть денег внутри экономики, государство могло бы получить большие доходы и покрыть значительную часть своих потребностей. Это может быть очень существенный дополнительный источник средств для бюджета. Второе направление - внутренние займы. На самом деле российский внутренний долговой рынок, как и финансовый рынок в целом, довольно узок. Развивая внутренние займы, мы повышаем емкость рынка и финансовых институтов. В этом случае пусть даже за счет бюджетного дефицита мы развиваем наши внутренние рынки. Это вещь полезная.

И только на третьем месте должны стоять внешние заимствования. Правда, пока они нам не особо страшны, так как у нас очень низкое соотношение внешнего долга к ВВП. Но это просто нерационально.

C политической точки зрения кем может быть инициировано сокращение госрасходов?

- При существующей системе - только первыми лицами государства. Потому что, как правило, накануне нового политического цикла парламент - не тот орган, который инициирует сокращение расходов. Хотя в ситуации реально тяжелого кризиса парламент, как мы видим на примере Греции, а до этого Латвии, тоже, бывает, идет на это. Но не хотелось бы дожить до такой ситуации.

Кстати, почему ситуация в Греции, стране с небольшой экономикой, получила такой резонанс?

- Потому что Греция - член зоны евро. И это даже не внутреннее дело еврозоны - например, активы, номинированные в евро, составляют 40% золотовалютных резервов России. В целом же на эту валюту приходится примерно четверть всех международных расчетов и суверенных валютных резервов. Поэтому панику на рынках вызвала не Греция как страна, а появление признаков слабости еврозоны. В которой, кстати, еще как минимум четыре страны - Ирландия, Испания, Португалия и Италия - имеют чрезвычайно большой бюджетный дефицит и высокий уровень госдолга и создают угрозу для устойчивости евро. И это достаточно серьезная ситуация, которая грозит обернуться удорожанием заимствований для стран еврозоны.

Отмечу, кстати, что это не первый звоночек такого рода, просто только сейчас ситуация в Европе стала предметом столь бурных публичных обсуждений. Еще в середине 2009 года такая же угроза шла с другой стороны. Тогда страны Балтии - Латвия, Литва, Эстония - оказались в тяжелом положении. И значительная часть членов МВФ голосовали за то, чтобы девальвировать лат и не мучить латвийское население. И как экономист скажу, что теми методами, которыми действовало латвийское правительство, ни одно правительство действовать не должно. Латвия последовательно пошла по пути номинального снижения пенсий и зарплат госслужащим. Таких случаев в истории единицы. Можно обесценить выплаты, но никто, как правило, их номинальных значений не снижает.

Но тогда европейские страны заблокировали принятие рекомендаций совета директоров МВФ по девальвации лата. Дело в том, что уже были заданы ориентиры по соотношению лата и евро и возникала та же угроза стабильности еврозоны через девальвацию лата. Все могло бы обернуться колоссальными убытками других прибалтийских стран и Швеции, поскольку банковская система Балтии представлена в основном шведскими банками. А Швецию ЕС должен был бы поддержать. То есть это цепочка событий, сходная с ситуацией в Греции. Шведское правительство, в конечном счете, получило от Европы субсидию и оказало помощь шведским банкам.

Стоит ли ожидать восстановления евро? Когда и до каких уровней?

- Более слабая валюта дает дополнительное экспортное преимущество еврозоне, так что на полугодовом периоде мы наверняка увидим более активный рост европейских экономик по сравнению с американской. Американцам же сильный доллар затрудняет выход из кризиса, и, я думаю, что именно на данном этапе они постараются ослабить свою валюту.

Как велика вероятность, что и Россия последует этому примеру и девальвирует рубль?

- C точки зрения балансировки бюджета России, безусловно, более выгоден слабый рубль первого квартала 2009 года, нежели сегодняшний его курс. Укрепление рубля в конечном счете подрывает конкурентоспособность экономики, хотя для населения оно, конечно, выгодно - на коротком горизонте.

Насколько устойчив наш бюджет сейчас?

- В России бюджет сейчас неустойчив. Финансирование дефицита бюджета происходит за счет резервного фонда, то есть фактически с помощью печатного станка. Но поскольку у экономики после 2010 года уже не будет большого роста, она не сможет впитать напечатанные деньги. Соответственно, вновь начнется рост цен, инфляция, что само по себе плохо для страны и ее населения.

Главное же, что мы вновь идем по циклу укрепления-ослабления рубля. Сейчас ЦБ начинает печатать деньги, но платежный баланс у страны при высоких ценах на нефть, очевидно, достаточно хороший, поэтому рубль укрепляется, что привлекает в рубли дополнительный спекулятивный капитал. Но так как экономика растет медленно и существует бюджетный дефицит, то если в какой-то момент цены на нефть опять упадут - вновь произойдет девальвация рубля. Эти движения, мягко говоря, не идут на пользу экономике. На сегодня политика валютного курса весьма и весьма неопределенная. Именно поэтому нужно сбалансировать бюджет, чтобы не создавать проблем для монетарных властей в управлении инфляцией и курсом рубля.

Модель, которая работала до 2008 года, работала с помощью трех двигателей роста. Основной двигатель - приток спекулятивного капитала и, уже на последнем этапе, прямых инвестиций на фоне укрепляющегося рубля. Кроме того, большую роль играл банковский кредит - как потребительский, так и для инвестиционных целей. И третье - государственные расходы и инвестиции в отдельные отрасли, которые каждый год росли, также стимулировали спрос. На этом экономика росла и перегревалась. Но к такой модели вернуться уже невозможно.

А куда возвращаться? Нет ли у вас ощущения, что экономика привыкла так жить и рассчитана под эту модель? Да и население вспоминает те времена как жирные.

- Бизнес-модели меняются в зависимости от того, как ощущают себя люди. Под старую модель, например, выстраивали бизнес некоторые банки: они не привлекали депозиты внутри страны, занимали деньги только на Западе, конвертировали эту валюту в рубли и раздавали здесь кредиты, получали прибыль и чувствовали себя прекрасно. В кризис эти модели сломались, и к ним возврата нет. Выживут, а значит, и будут развиваться в новых условиях более здоровые бизнес-модели.

Что же касается населения, думаю, что людям вряд ли хочется жить в условиях, когда средняя стоимость одного квадратного метра жилья в Москве - $6 тыс. Мне кажется, что люди все-таки предпочли бы, чтобы стоимость квадратного метра была хотя бы на уровне Вены или Берлина - около €2 тыс.

Журнал "Деньги" № 16 (771) от 26.04.2010
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?docsid=1353930 26.04.10

Консультации юристов Фонда:

01.06-31.08.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.04-31.05.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.03-31.03.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.02-28.02.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.01-31.01.05 Ответы на вопросы предпринимателей

Предыдущие консультации

05.03.12 Почему российские предприниматели уходят из бизнеса

19.01.11 В. Мау: Экономическая стратегия. Выбор новой модели

06.12.10 Петр Авен: Российская экономика все больше напоминает советскую

18.10.2010 Кредиты: Ни взять ни отдать

11.10.2010 Как стать предпринимателем. Лекция Михаила Фридмана

26.04.10 Михаил Задорнов: макроэкономическая ситуация в России вызывает очень большую тревогу

26.04.10 Бизнес и общество: Русский дисконт

14.04.10 К. Рогов: Свой путь: Модернизация и конкуренция

01.03.10 Удар по малому

23.09.09 Малый, средний и крупный бизнес: чья деятельность приносит пользу стране?

15.06.09 Значение и место субъектов малого и среднего бизнеса в трансформационных экономиках

22.12.08 Поддержка малого бизнеса должна стать приоритетом политики государства

27.10.08 Заявление Союза "Либеральная Хартия" о финансовом кризисе в России

17.10.08 Что делать в условиях кризиса? Советы аналитика

04.04.08 А. Архангельский: Великое в малом

20.03.08 Тяжелая история малого бизнеса

04.02.08 "ОПОРА РОССИИ" о новом законе о малом и среднем бизнесе

04.09.07 Закон о малом и среднем бизнесе: за и против

14.08.07 Г. Явлинский: Собственность: Экономика без права

18.07.06 Плюсы и минусы новых поправок в НК

29.05.06 ПБОЮЛ с трудовой ответственностью

11.05.06 В. Радаев: Легализация бизнеса: баланс принуждения и доверия

18.04.06 Какие умения и навыки будут нужны в 2020 г.

23.03.06 НДС: Легенды и мифы

14.02.06 ЕНВД не так прост, как кажется

17.01.2006 Неуплата пенсионных взносов - не повод для ответственности по ЕСН

07.12.05 НДС до востребования. Восстанавливать или не восстанавливать НДС?

22.11.05 Проблемы разрешения налоговых споров в России

11.11.05 С. Белановский: Предпринимательский класс в России

08.11.05 Эксперты о презумпции налоговой виновности. "С каждого по копеечке, а казне-то большой плюсик"

28.10.05 Воротила, делец… предприниматель

12.10.05 НДС и политика

26.09.05 Тенденции и перспективы развития малого бизнеса в России

15.06.05 Бизнес-активность работников правоохранительных органов в современной России

24.03.05 Государство и бизнес: Вспомнить о малом

18.03.05 Отношения власти и бизнеса не так плохи, как кажутся?

22.02.05 Советы консультанта: Грамотный бизнес-план

27.01.05 Какой НДС нам нужен?

11.01.05 Российская экономика - 2005: прогнозы и перспективы


Другие аналит. материалы

06.06.01 Как, по Вашему мнению, изменился деловой климат в стране?

(c) 2000-2011 Общественный Фонд "Деловая ПЕРСПЕКТИВА". E-mail: ofdp@yandex.ru
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда.
Директор сайта Дина Крылова: .


ОПОРА РОССИИ Деловая ПЕРСПЕКТИВА Rambler's Top100 Aport Top 1000 Яндекс цитирования Деловая ПЕРСПЕКТИВА